На днях ЗАО «АрмРосгазпром» обратился в Государственную комиссию по регулированию общественных услуг с предложением пересмотреть действующие тарифы на природный газ. В этом нет ничего неожиданного, так как пересмотр тарифов предусматривался договоренностью между Россией, откуда поставляется природный газ, и Арменией. Поэтому трудно ожидать каких-либо существенных корректировок заявленных тарифов со стороны Государственной комиссии. Так что предлагаемый компанией рост тарифов можно считать свершившимся фактом, и, с 1 апреля текущего года, стоимость поставляемого в республику природного газа возрастет с 154 долларов до 180 долларов США за 1 тыс. кубических метров, или же на 16,9%. Вызывает «некоторое» удивление другое: компанией и ее дочерней фирмой — ООО «Трансгаз», предлагается также повысить тарифы за оказание услуг оператора системы газоснабжения, за транспортировку и распределение природного газа.
Противостоять политике мощной российской компании ОАО «Газпром», имеющей 80% в уставном капитале ЗАО «АрмРосгазпром», Армения, по понятным причинам, не может. Тем более, что повышение стоимости поставляемого в республику природного газа более или менее вписывается в мировые тенденции. Естественно, ЗАО «АрмРосгазпром» намечает также повысить тарифы для абонентов. Причем неадекватно росту стоимости поставляемого газа. Например, для использующих до 10 тыс. кубических метров природного газа в месяц тариф с 96 тысяч драмов повысится до 136 тысяч драмов за каждую 1 тыс. кубических метров, с учетом НДС. То есть для рядовых потребителей и небольших предприятий расходы на природный газ, при всех прочих равных условиях, возрастут почти в полтора раза – на 41,7%. Отметим, что в долларовом эквиваленте, по курсу на день представления заявки, новый тариф в 136 тысяч драмов равен 360 долларам США. Абсолютная разница между этим показателем и заявленной стоимостью поставляемого в республику природного газа составляет более 180 долларов за 1 тыс. кубических метров. Столь огромная разница уже сама по себе дает повод для серьезных размышлений…
Как можно предполагать, обсуждение заявки компании и вынесение решения Государственной комиссией пройдет по накатанному сценарию. Во всяком случае, в прошлом прецедентов в виде отказа не наблюдалось и заявленные тарифы утверждались автоматически, без особого противодействия со стороны госчиновников. Может, для успокоения общественности, «несколько» снизится заявленная величина тарифа для абонентов компании, но даже в этом случае рост его будет ощутимым. Цепная реакция после повышения тарифов на природный газ неминуемо приведет к росту тарифов на электроэнергию и питьевую воду. Тем более, что тариф на последнюю должен повыситься, так сказать, в плановом порядке, вне зависимости от изменения стоимости электроэнергии.
Ценовое давление естественных монополий приведет к вполне предсказуемым последствиям для экономики страны. Ряд отраслей промышленности, находящихся ныне в стагнации под влиянием целого комплекса негативных факторов, получит очередной удар в виде новых тарифов. Конкурентоспособность отечественных товаров, вследствие роста издержек производства, еще более понизится. Не исключается, что это обстоятельство послужит мощным стимулом для перехода части предпринимательской деятельности в «тень».
Рост доли расходов на общественные услуги в семейном бюджете домохозяйств приведет к сокращению их реальной платежеспособности, что, в свою очередь, отразится как на отечественном производстве потребительских товаров, так и на их импорте. Сократятся также расходы на другие платные услуги. Эти тенденции, начавшиеся в стране ранее, под влиянием последствий глобального экономического кризиса, еще более усугубятся. Как следует ожидать, после повышения тарифов на общественные услуги уровень жизни многих сотен тысяч семей, живущих на зарплату и пенсию, или же скудный доход от продажи сельхозпродукции, заметно снизится.
И дело тут не только в величине тарифов, хотя они тоже под вопросом. В этом отношении интересно провести сравнения с ситуацией в Москве, которая считается одной из самых «богатых», в смысле уровня цен, столиц в мире. Так вот, запланированные на 2010 год величины тарифов на общественные услуги в столице России, с плюсами да минусами, примерно сопоставимы с нашими. Однако имеется одно существенное различие, но в другой области. Среднемесячная заработная плата в городе Москве, по данным за август прошлого года, более чем в три раза превышает аналогичный показатель нашей столицы. Навряд ли за прошедшее с данного месяца время это соотношение изменилось в нашу пользу…
Насчет пенсионного обеспечения сравнения с Москвой даже не понадобятся. Уже сама величина пенсий говорит сама за себя. При месячной стоимости минимальной потребительской корзины в 27,4 тыс. драмов за III квартал прошлого года, средний размер пенсий в стране не достигал 25 тысяч драмов. А пенсионеров у нас — свыше 0,5 млн. человек.
Другая проблема связана с самой величиной тарифов, насколько они объективны. К примеру, почему в тариф питьевой воды в столице республики компания-поставщик «Ереван Джур» включает потери этой самой воды, достигающие в год 80-85 процентов? Или другой вопрос: почему упомянутая выше разница между стоимостью поставляемого в республику природного газа и тарифом для потребителей достигает столь больших величин? Конечно, высококвалифицированные (и высокооплачиваемые!) специалисты компаний как следуют обоснуют рост тарифов. В этом сомневаться не приходится.
Сфера естественных монополий тем и отличается от конкурентного рынка, что не производит больше, чтобы продавать подешевле. Главный упор субъекты этой сферы делают именно на повышение тарифов. Роль же государства как раз и заключается в отпоре, дипломатически именуемом как «регулирование». Но у нас этого самого «регулирования» почему-то не видно. Для чего функционирует тогда Государственная комиссия по регулированию общественных услуг, непонятно…
Альберт Хачатрян