13 января навсегда вошло в историю Азербайджана как одна из самых позорных страниц, навсегда поставившая крест на разговорах о многонациональном и миролюбивом Баку. В этот день 20 лет назад после очередного митинга националистического Народного фронта Азербайджана несколько тысяч озверелых людей стали громить квартиры армянских жителей города. Примечательной чертой небывалых погромов по национальному признаку в столице одной из республик СССР стало то, что нападения и убийства осуществлялись по заранее подготовленному плану, согласно спискам армянских жителей, вывешенным перед штаб-квартирой НФА.
Сегодня в Баку наложено полное табу не только на тему самих армянских погромов, но и их внутриполитическую подоплеку. Тогдашнее руководство республики во главе с Абдурахманом Везировым и даже сам Народный фронт в определенной степени оказались невольными жертвами коварных замыслов политического старожила Гейдара Алиева, смещенного с поста руководителя Азербайджанской ССР за размах коррупции и всяческую поддержку клановости.
Назначенный первым секретарем ЦК Компартии Азербайджана еще 21 мая 1988 года Абдурахман Везиров отчаянно пытался вести борьбу с «алиевщиной», очистить Центральный Комитет от нахичеванских ставленников, старавшихся дестабилизировать ситуацию в республике, нагнетая антиармянскую истерию. Он прямо заявил, что накопившиеся в республике межнациональные проблемы являются результатом правления Алиева, более того, открыто обвинил последнего в причастности к подвозу продовольствия для участников разогнанного советским МВД круглосуточного митинга в ноябре-декабре того же года.
Уже ко времени начала погромов 13 января 1990 года армянское население Баку сократилось в 4 раза, составляя около 50 тысяч человек. Все произошедшее в эти трагические дни явилось результатом насильственного перехода реальной власти в республике в руки Народного фронта и процесса развала Советского Союза. К моменту начала небывалых по жестокости погромов по национальному признаку дислоцированные в Баку воинские подразделения оказались полностью заблокированными в районе Сальянских казарм, среди членов семей русских военных были погибшие и раненые. Целенаправленные усилия по блокированию воинских подразделений были предприняты Народным фронтом с одной единственной целью – оставить коренное армянское население города абсолютно беззащитным перед тысячами рецидивистов и фашистов.
Ситуация усугублялась также тем, что Верховный Совет Азербайджанской ССР, который и должен был дать согласие на введение в Баку чрезвычайного положения, не мог собраться на заседание из-за угроз физической расправы и полной блокады десятками тысяч сторонников Народного фронта всех зданий центральных органов государственной власти.
А Гейдар Алиев сидел себе в это время в Москве и отказывался внять просьбам Горбачева увести своих сторонников с улиц Баку, охваченного массовыми беспорядками, вандализмом и убийствами. Оно и понятно: нужно было добиться максимально большего количества человеческих жертв, вынужденного ввода в город многотысячного контингента Советской Армии, чтобы потом народ потребовал возращения «Гейдара – баба».
Сейчас же, когда в азербайджанском ханстве безраздельно правит его сын Ильхам, там не принято вспоминать о бакинских погромах армян, начавшихся 13 января 1990 года и длившихся несколько дней. Зато центральные азербайджанские СМИ по указке Ильхама Алиева в эти дни активно готовятся отметить 20-летие «трагедии 20 января» — ввода Советских войск в Баку, позволившего предотвратить геноцид всего местного христианского населения. Однако факты – вещь упрямая! И как бы власти Азербайджана и обслуживающие их средства массовой информации ни старались, против правды не попрешь. Никакого смысла пытаться скрыть факт погромов в Баку по национальному признаку нет. Достаточно просто взять в руки подшивку центральной газеты Азербайджанской ССР «Бакинский рабочий» за 15 января 1990 года, когда органы власти республики частично еще функционировали. Там на первой странице в траурном оформлении опубликовано сообщение о первых днях погромов 13-14 января, подписанное всеми тремя высшими должностными лицами Азербайджана – первым секретарем ЦК Компартии Абдурахманом Везировым, председателем Президиума Верховного Совета Эльмирой Кафаровой и главой Совмина Аязом Муталибовым. В официальном сообщении признается, что жертвами погромов «преимущественно стали лица армянской национальности», подтверждая исключительно этнический характер происходивших в эти дни в Баку трагических событий. Все же остальные бредни нынешней азербайджанской государственно-пропагандистской машины преследуют не только цель развязывания антиармянской истерии, но и, не в меньшей степени, сокрытия причастности Гейдара Алиева к провоцированию армянской резни.
По принципу «надежда умирает последней» остается надеяться, что в один далекий день большая часть азербайджанского народа осознает факт собственного оболванивания и попытается правдиво переосмыслить трагические и позорные страницы своей истории. Тем более, что правду можно узнать хотя бы у тех честных представителей своей нации, которые, порою рискуя собственной жизнью, спасали в эти дни жизни армянских соседей и друзей.
Иван Гарибян