Возможность новой войны в Нагорном Карабахе абсолютно реальна. Об этом в беседе с корреспондентом NEWS.am заявил кандидат исторических наук, координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Александр Скаков. По его словам, это укладывается в общий контекст ситуации на Южном Кавказе — проблемы региона не решаются, путей их решений не видно, никто не занят поиском этих путей.
«Прогноз на предстоящий год представляется достаточно пессимистичным. Это касается и ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии, и проблем в отношениях между Грузией и Арменией, Грузией и Азербайджаном, и неприкрытого стремления Грузии «взорвать» российский Северный Кавказ, и усиления позиций исламизма в Азербайджане, и отсутствия прогресса в процессе армяно-турецкого примирения, и нарастания вероятности военного удара по Ирану, и, что наиболее опасно, роста напряженности в зоне нагорно-карабахского конфликта», — заметил собеседник. В частности, по мнению Скакова, в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта ждать какого-либо прогресса не приходится.
«Стороны конфликта не готовы к компромиссам, посредники не в состоянии или не хотят подтолкнуть их к поискам таких компромиссов. Азербайджан однозначно сделал ставку на военное решение данного конфликта, и в таком выборе есть своя логика. Баку уверен, что Москва не станет вмешиваться в конфликт, идущий на международно признанной территории Азербайджана. В том случае, если в данный конфликт вмешается Армения, такое вмешательство можно будет расценивать как агрессию», — считает политолог. По мнению Скакова, пока что Баку останавливает понимание невозможности блицкрига, но уверенность Азербайджана в своих силах неуклонно растет.
«Второя по значимости угроза для региона в наступающем году – возможность американо-израильского удара по Ирану. В этом случае возможен взрыв во всем регионе, включая Армению и Азербайджан», — подчеркнул эксперт. По его словам, что бы ни говорили в Тегеране, Иран на самом деле стремится к обладанию ядерным оружием, и согласиться с этим не могут ни США, ни Израиль, ни Саудовская Аравия.
«Попытка взорвать Иран изнутри не удалась, остается единственный путь – военный удар. Вопрос, когда это случится – в 2012 году или чуть позже. Но последствия для региона будут катастрофическими», — резюмировал Александр Скаков.