Армяне стали предпочитать рынкам супермаркеты

Как уже известно, из информации национальной статистической службы Армении, в январе физический объем розничного товарооборота страны возрос, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на символические 0,8%. Замедление темпов роста продажи товаров уже не является сенсацией, однако довольно интригующей можно считать кардинальные сдвиги в структуре розничного товарооборота. 

Распад государственной торговли, с ее системой централизованных поставок товаров, привел к довольно интересной ситуации. В ходе приватизации государственных магазинов покупателями объектов, как правило, являлись их бывшие заведующие. Привыкшие к плановым, то есть гарантированным поставкам товаров, часть собственников впоследствии не смогли конкурировать с возникающими в одночасье «ярмарками».

Между тем, как грибы после дождя, повсеместно возникали киоски, торгующие нехитрым ассортиментом товаров, всевозможные «ярмарки», проще говоря, места скопления розничных продавцов. В результате количество объектов розничной торговли в кратных размерах превысили показатель последних лет советского периода времени.

В 90-ых стали обычным зрелищем закрытые наглухо магазины, расположенные по соседству с «ярмарками». Многие из этих магазинов или вынужденно перепрофилировались, или же были отданы в аренду и даже проданы другим организациям, под офисы филиалов банков, обменные пункты и прочие объекты востребованных услуг.

Эта же тенденция, сопровождаемая ликвидацией части киосков, продолжалась в начале первого десятилетия нового века. Так, если в 2000 году насчитывалось свыше 12,7 тыс. объектов розничной торговли, то к 2003 году их количество сократилось до 11,7 тыс. единиц. Затем, однако, начался обратный процесс.  Под воздействием роста платежеспособного спроса населения, количество объектов розничной торговли стало нарастать, и в 2010 году достигло рекордного уровня — 13,7 тыс. единиц. При этом удельный вес магазинов в общем количестве объектов розничной торговли достиг 95%.

Конечно, по обороту средний магазин не сравнится с рынком потребительских товаров (так называемой «ярмаркой»). Но, за счет своего количества магазины все же обеспечивают почти две трети розничного товарооборота республики.

В январе текущего года физический объем продажи товаров по магазинам возрос на 12,3%,  то время как по рынкам потребительских товаров сократился аж на 27,6%. По понятным причинам на 22,7% уменьшился оборот рынков сельскохозяйственных продуктов, которые в основном реализуют продукцию отечественного производства.

Под влиянием этих факторов удельный вес магазинов в общем объеме розничного товарооборота увеличился на весомые 8,5 процентных пункта, составив в январе 62,3%. Доля же рынков потребительских товаров сократилась на 3,3 процентных пункта, составив 9,7%. Аналогичные данные по рынкам сельскохозяйственных продуктов в январе текущего года составили 0,5 процентных пункта и 2,0%.

Конечно, трудно ожидать ювелирной точности в расчетах объемов продажи товаров, тем более на неорганизованном рынке, где все мерится «на глазок». Но все же тенденции явно в пользу организованного рынка, иначе говоря – магазинов. 

Несомненно, по линии продажи продовольственных товаров свою роль сыграли супермаркеты, количество которых неуклонно возрастает, а поток покупателей увеличивается. Увеличивается, естественно, за счет посетителей «обычных» магазинов. С одной стороны, концентрацию розничной торговли можно приветствовать, как прогрессивное явление. С другой же, спад оборота на неорганизованном рынке означает сокращение реальных доходов многих сотен, если не тысяч, торговцев.

Альберт Хачатрян

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.