Недавно министр финансов Армении выразился в том духе, что ожидаемые предварительные данные официальной статистики за 2009 год «покажут, что действия, предпринятые правительством, — вовлечение дополнительных финансовых ресурсов и кредитование экономики – стали давать свои плоды». И вот, на днях Национальная статистическая служба опубликовала оперативную сводку по экономическим макропоказателям, которые дают нам реальную возможность узреть эти «плоды».
Согласно предварительным данным, объем валового внутреннего продукта (ВВП) по итогам прошлого года сократился на 14,4%. Это, конечно, грандиозный минус, если к тому же учесть, что среди стран СНГ по темпам спада ВВП Армения занимает «лидирующее» место. Но, с другой стороны, имеется и плюс: спад по итогам года был меньше, чем за январь-ноябрь, когда этот показатель достигал аж 16%. Судя по данным официальной статистики, заметное оживление экономики в декабре здорово подправило годовой показатель, и дало повод для оптимистичных заявлений. Итак, согласно предварительным данным, ВВП в декабре месяце, по сравнению с ноябрем, возрос на целых 18,3%!
Однако явился ли упомянутый декабрьский рост «плодом» действий правительства? В декабре предыдущего, 2008 года, был также зафиксирован значительный рост ВВП по сравнению с ноябрем — на 22,4%. Но тогда это не приписывалось действиям правительства, так как являлось закономерным итогом тенденций в развитии экономики, в разрезе месяцев каждого календарного года. В качестве доказательства приведем динамику розничного товарооборота. Как правило, в декабре, по сравнению с ноябрем, резко активизируется спрос населения на ряд потребительских товаров, что, в свою очередь, стимулирует на данный период рост как производства, так и импорта этих товаров. К примеру, в декабре 2008 года, по сравнению с ноябрем того же года, объем розничного товарооборота возрос почти в 1,8 раза (!). В декабре же прошлого года этот показатель, хотя и снизился, но все же достиг планки в 1,7 раза.
Авторитет в экономических вопросах — Всемирный банк, в лице главы ереванского офиса Аристомене Варудакиса, считает нашу антикризисную программу успешной на международном фоне. Правда, Варудакис слегка пожурил «нас», заявив, что наша экономика не диверсифицирована, много средств вылетело в прожорливую трубу строительства… Замечание вполне справедливое. Но, к сожалению, оно последовало уже после глубокого кризиса в экономике страны… Так что откровения сии «несколько» запоздали! Могли ведь пораньше покритиковать нас за гипертрофированное жилищное строительство, за то же отсутствие диверсификации… Тем более, что перегибы в экономической политике были видны невооруженным глазом.
Относительно диверсификации, а точнее, ее отсутствия, наглядно свидетельствует список крупнейших налогоплательщиков страны, возглавляемый естественными монополиями, телекоммуникационными компаниями, импортерами и предприятиями горнорудной промышленности, которые выплачивают львиную долю налогов в государственный бюджет. Структура нашего, довольно «скромного» по объему, экспорта также свидетельствует о явных диспропорциях, обусловленных тем же отсутствием диверсификации экономики. К примеру, по данным за 2008 год, в общем объеме экспорта доля всего лишь пяти товарных групп, лидирующих в списке, превышает 60%. Само перечисление этих товаров уже много о чем говорит – ферромолибден, коньяк и прочие крепкие спиртные напитки, природные алмазы (за счет внешних толлинговых операций), концентрат и изделия из меди. То есть экспортируется в основном «дешевое» сырье, а не готовая продукция…
В благодатном для капитального строительства 2008 году в этой сфере были достигнуты «впечатляющие» успехи. Объем жилищного строительства тогда возрос почти что до 600 млрд драмов, лишь немногим уступая объему промышленного производства, составившему примерно 614 млрд драмов. Своеобразным символом погони за легкой наживой и коммерческого просчета стал Северный проспект, возведенный в малом центре столицы. При общей площади этой новостройки в 320 тысяч квадратных метров на строительство зданий, отнюдь не блещущих архитектурной оригинальностью, было потрачено свыше 100 млрд драмов. Во время торжественного открытия проспекта тогдашние высшие чины утверждали, что «движущей силой экономического развития страны оказывается строительство». Но жизнь показала всю эфемерность этих надежд и пагубные последствия нездорового ажиотажа с элитарным жильем.
Перечень серьезных «ошибок», крупных пробелов и прочих недостатков в государственном регулировании экономики можно продолжить до бесконечности. Но здесь важно осознать одну тривиальную истину: мы пытаемся бороться (или делаем вид, что боремся!) с последствиями, а не с порождающими их причинами. Надеяться на то, что наши кредиторы, Всемирный банк с Международным валютным фондом в придачу, подскажут решения, как то не приходится. Ведь их ценные выводы и рекомендации, как правило, самым фатальным образом запаздывают. Между тем любые меры, предпринимаемые для скорейшего преодоления кризиса в стране, заранее обречены на неудачу, если не будут устранены усугубляющие их неблагоприятные факторы внутреннего характера. Из последних, по степени разрушающего воздействия на нашу экономику, можно выделить коррупцию и власть олигархии, а также теневую экономику.
Формально у нас созданы правовые основы и институты борьбы с коррупцией. Однако, в исследовании Джеймса Х. Андерсона и Шерил В. Грэй «Борьба с коррупцией в переходный период» отмечается, что в Армении, несмотря на разработку в 2003 году Стратегии и Плана действий по борьбе с коррупцией, а также создание в 2005 году Совета по борьбе с коррупцией, результаты BEEPS (исследование характеристики деловой и предпринимательской среды) за этот год по многим параметрам были значительно хуже, чем результаты 2002 года. Географическая ось нарастания коррупции – «Север-Юг», казалось, не дает нам шансов на ее искоренение в стране. Но достойный зависти опыт «южного» города-государства Сингапура показывает, что при желании с этим злом можно успешно бороться.
Что касается власти олигархии, то конкретно для Армении эта проблема осложняется и другим фактором, уже объективного характера. Имеется мнение, что степень влиятельности олигархии в большой мере зависит от размера страны — в небольшой стране богатому меньшинству контролировать ситуацию гораздо легче… Кстати, в 2007 году, во время встречи с представителями молодежного лагеря в курортном местечке Цахкадзор, премьер-министр страны высказал свое мнение о том, что борьбу с коррупцией в Армении необходимо начать с элиты. Экономическая же элита наша давно обретается в парламенте, добившись тем самым статуса и политической элиты.
Парадоксально, но факт: иногда возникают конфликтные ситуации между исполнительной и законодательной властью, хотя высшие эшелоны правительства и подавляющее большинство депутатов в парламенте представлены как раз правящими партиями. И разногласий вроде бы не должно быть. Но дело в том, что правительство сформировано, за некоторым исключением, из технократов, а вот в парламенте широко представлен крупный бизнес страны. Поэтому предложения правительства, продиктованные интересами экономики страны, но затрагивающие кровные интересы олигархов, парламентом встречаются в штыки. Наглядный пример недавнего времени: предложение правительства о внедрении в крупных компаниях института представителя налоговых органов вызвало в парламенте бурю негодования и шквал демагогических выступлений.
Сложное переплетение причин и следствий в экономике создают своего рода порочный круг «теневая экономика — коррупция — теневая экономика». То есть борьба с теневой экономикой, не сопровождаемая широким фронтом борьбы с коррупцией (как то у нас в принципе и практикуется!), заранее обречена на провал. Ряд действенных инструментов борьбы с теневой экономикой и коррупцией – прозрачность экономики, декларирование личных доходов, переход на безналичные расчеты, у нас используется далеко не полностью и чисто формально. Повышению прозрачности деятельности коммерческих компаний препятствует и сравнительно новый для нас институт коммерческой тайны, ставший удобной ширмой для крупных «теневых» бизнесменов. Внедрение же института декларирования личных доходов дало вполне предсказуемые результаты…
Альберт Хачатрян