Эксклюзивное интервью агентству NEWS.am председателя Общественного совета по внешней политике и безопасности НКР, экс-замминистра иностранных дел НКР Масиса Маиляна
Как Вы оцениваете трехстороннюю встречу президентов Армении, Азербайджана и России, прошедшую 25 января в Сочи? Был ли дан какой-либо существенный толчок процессу по урегулированию нагорно-карабахского конфликта или же можно характеризовать переговоры, как очередные на пути решения конфликта?
Любую встречу представителей противоборствующих сторон, как на официальном уровне, так и на общественном, считаю позитивным. Диалог, по меньшей мере, способствует снижению уровня напряженности в регионе конфликта. Сочинская встреча, скорее была очередной, поскольку для «прорыва» или «толчка» не созданы соответствующие условия.
По итогам встречи было сделано заявление министра иностранных дел России о выработке преамбулы Мадридских принципов, так называемых базовых принципов по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Означает ли это что стороны максимально приблизили позиции и каковы на Ваш взгляд в настоящий момент перспективы решения проблемы?
Учитывая нынешнюю методологию, применяемую международными посредниками в урегулировании карабахского конфликта, а также подходы Баку, Еревана и Степанакерта, трудно добиться сближения позиций или компромисса. Азербайджанская сторона предлагает либо автономию в своем составе , либо войну. Армянские стороны ожидают от переговорного процесса признания со стороны Баку и международного сообщества права карабахцев на самоопределение, которое уже реализовано путем создания Нагорно-Карабахской Республики. Так как мы готовы и дальше отстаивать нашу независимую государственность, а Азербайджан не готов признавать законные права граждан НКР, надеется на компромиссное решение пока бесперспективно. Компромисс возможен, если Россия, США и страны ЕС привнесут новое качество в процесс нагорно-карабахского урегулирования путем признания независимой государственности НКР. Тогда стороны смогут договориться о мирных, и даже добрососедских отношениях в регионе. Использование в разрешении карабахского конфликта прецедентов Косово, Абхазии и Южной Осетии предотвратит новую войну, будет гарантировать региональную безопасность, а значит создаст необходимые условия для достижения прочного мира. События августа 2008-го показали, что уговоры потенциального агрессора могут оказаться неэффективными, поэтому со стороны сил, заинтересованных в региональной стабильности, должны быть предприняты решительные шаги, реально закрывающие путь к новым вооруженным авантюрам.
По итогам встречи было также сделано заявление Минской группы ОБСЕ, согласно которому Ереван и Баку в течение двух недель должны представить свои предложения относительно тех положений Мадридского документа, по которым у сторон пока еще нет взаимопонимания. Какие предложения, по-вашему, должна представить армянская сторона, и не означают ли эти сроки давление на стороны переговоров?
Поскольку обновленные Базовые принципы не опубликованы, мне трудно что-либо конкретно рекомендовать армянской стороне. Если говорить в общем, то позиция карабахского общества по тем шести принципам, которые были обнародованы в июле 2009 года, известна: наше отношение негативное. Не думаю, что обновленные принципы могут радикально отличаться от ранее предложенных. Поэтому сопредседателям Миской группы ОБСЕ необходимо разработать новые принципы, которые не будут ставить под угрозу безопасное будущее НКР и Армении.
Что касается сроков: искусственную интенсификацию переговорного процесса можно считать формой давления, но в данном случае речь идет о предоставлении предложений по обсуждаемому проекту документа, и за две недели такие предложения можно спокойно подготовить.