Итак, сочинский раунд по урегулированию карабахского конфликта завершен — ушел в богатую на события историю переговорного процесса. Если перечислить, сколько таких важных и не совсем рандеву состоялось за последние 10-15 лет, не хватит никакой бумаги: Ки-Вест, Париж, Мадрид, Лиссабон, Прага, Минск, Бишкек – назови любой город на карте мира, и найдешь там след карабахских переговорщиков и их бессменных визави из ОБСЕ. А сколько вариантов урегулирования было — не счесть! Но воз и ныне там.
Наверное, причина состоит не в отсутствии фантазии у посредников! Видимо, они уже и исчерпали все возможные варианты разрешения проблемы — такие варианты, которые не привели бы к начальной точке – к новой войне, не привели к уничтожению целого народа, позволили бы жить и развиваться! Но кому-то эти варианты не нравятся. Кто-то хочет угрозами и силой навязать свой вариант, еще раз попытаться растоптать волю людей, попытаться доказать, что главное — не воля народа, а принадлежность территории, что не народ решает, на какой территории ему жить, а территория решает и определяет место и условия обитания данного конкретного народа. Кому-то хочется еще раз залезть в пекло войны!
Непонятно лишь одно: если Азербайджан, по прошествии 20 лет после первой ошибки, собирается сделать вторую, то зачем ее руководитель едет на все эти раунды и пожимает другим – желающим мира – руку? Нельзя же предположить, что президент Азербайджана поехал в Сочи покататься на сноуборде, а все остальное ему известно наперед?
Если же нет, то в чем смысл пропагандистских выстрелов из Баку в преддверии каждой из этих встреч? Сложно представить, что азербайджанские политики, в том числе сам президент Алиев, рассчитывают на то, что победивший в войне народ испугается всей этой демагогии и покорно отдаст лавры победы Азербайджану только потому, что у него есть нефть! Сложно представить, что говоря о том, что Карабах никогда не получит независимость и будет жить в качестве автономии в составе Азербайджана, Ильхам Алиев занимается самоуспокоением, а на высоких переговорах говорит с совершенно иных позиций. Вот почему создается впечатление, что на самом деле Азербайджан занимается элементарным шантажом – шантажирует поборников мира, говоря о мире языком войны. И очевидно, когда эти угрозы перестанут восприниматься всерьез поборниками мира, Алиеву придется доказывать свое право называться президентом и политиком.
И действительно, рано или поздно, Алиеву придется обосновать многомиллиардные расходы на оружие и пропаганду, рано или поздно, придется продемонстрировать собственное истинное лицо и лицо своей страны – безусловно, агрессивное.
Ушел в историю и сочинский раунд. Конечно, Армения была искренна в том, что поблагодарила Россию за последовательные усилия в разрешении проблемы. В Ереване понимают, гордиев узел не в Москве и не в Вашингтоне. Он здесь — в регионе. И называется он – пантюркизм, панисламизм. Армения и армянский народ живут во вражеском окружении. А диалог с врагом не может быть равноправным, если ведется с позиции слабого. Особенно с таким врагом. За 100 лет в этом регионе немногое изменилось. Стремящаяся в Европу Турция, безжалостно расправляющаяся с курдами в пределах своих границ, блокирует и внешние границы суверенных государств. «Демократический» Азербайджан передает власть от отца к сыну и тоже ущемляет права и свободы чужого народа и государства. При этом Азербайджан и Турция с совокупным населением в 80 миллионов человек называют соседнюю Армению с населением в 3 миллиона – агрессором, оккупировавшим чьи-то территории. Но чья это территория – уж не армянская ли, если соотнести реалии с исторической правдой?
А потому, выражая признательность России и США, Швейцарии и Франции, их усилиям, Армения должна в любой момент ждать подлого и коварного удара в спину. В истории региона мало что изменилось…
Армен Геворгян