< h3>Внутренняя политика
Оглашенный 19 января вердикт в отношении главного редактора оппозиционной газеты «Айкакан жаманак» Никола Пашиняна в очередной раз продемонстрировал тот громадный водораздел, который есть между властями страны и непримиримой оппозицией в лице Армянского национального конгресса. Несмотря на все призывы международных структур, отечественных и зарубежных правозащитных и журналистских организаций, суд общей юрисдикции столичных административных районов Центр и Норк-Мараш приговорил Пашиняна к 7 годам заключения. Полностью не оправдались разговоры о якобы предоставленных ему Западом гарантиях, надеясь на которые, 1 июля минувшего года оппозиционер сдался правоохранительным органам. Наоборот, с абсолютной точностью оправдался прогноз самого Пашиняна, сделанный им в короткой беседе с журналистами прямо перед арестом: оппозиционер предрек, что его засадят на долгие годы. Семилетний срок, который придется отсидеть в тюрьме главному редактору самой популярной в Армении газеты, окончательно уничтожил последнюю возможность налаживания хоть какого-то сотрудничества между властями и оппозицией. Власти Армении в очередной раз показали свою неспособность, а точнее неготовность идти на неожиданные гибкие шаги, которые могли бы добавить дивидендов в их же копилку. Ведь совершенно очевидно, что возможное оправдание Пашиняна, выход последнего на свободу позволил бы властям Армении продемонстрировать европейским партнерам наличие доброй воли смягчить внутриполитический кризис в стране и наладить диалог с оппозицией, к чему неоднократно призывали Парламентская Ассамблея Совета Европы и другие международные структуры. И хотя в ходе намеченной на конец января зимней сессии ПАСЕ вряд ли в отношении Армении прозвучат слишком критические оценки в виду явного нежелания европейских структур давлением на власти республики помешать активной фазе переговорного процесса по карабахскому урегулированию и нормализации армяно-турецких отношений, однако, учитывая политику двойных стандартов Запада, не стоит сомневаться, что в нужный для себя момент он непременно воспользуется нахождением видного представителя оппозиции и главного редактора газеты «Айкакан жаманак» в заключении, оказав давление на официальный Ереван по тем или иным вопросам.
Минувшая неделя ознаменовалась также неожиданным появлением на публике второго президента Армении Роберта Кочаряна. Сама форма этого появления представляется, по крайней мере, сомнительной и вызывающей: армянские журналисты узнали о визите экс-президента в Исламскую Республику Иран из тегеранских источников, да еще на следующий день. Причем сразу бросается в глаза то обстоятельство, что президент-отставник, да еще не занимающий на данный момент каких-либо политических должностей, не только встретился с высшими официальными лицами иностранного государства, но и на этих встречах сделал важные заявления от имени армянского государства. Например, как сообщила «Tehran Times», в ходе встречи Роберта Кочаряна с главой МИД Ирана Манучехром Моттаки «были обсуждены как вопросы двустороннего сотрудничества, так и регионального развития. Роберт Кочарян заявил, что Армения готова расширить сотрудничество с Ираном». Сообщение же о встрече армянского президента-пенсионера с президентом Ирана распространило государственное информационное агентство Исламской Республики «IRNA», не оставив каких-либо сомнений в правдивости поступающей из Тегерана информации. На встрече с Махмудом Ахмадинеджадом Роберт Кочарян отметил, что «Армения хочет расширить свои связи с Исламской Республикой, подчеркнув, что страны располагают потенциалом для развития двусторонних связей и повышения уровня регионального сотрудничества». Как видим, второй президент вновь сделал на встрече заявления от имени армянского государства, не имея на это соответствующих полномочий.
В ближайшие дни прозвучит много комментариев и оценок относительно возвращения в активную политику Роберта Кочаряна, однако если последний и сделал это, то избрал для своего шага не самый лучший вариант. Вряд ли Исламскую Республику Иран можно назвать тем государством, визит в которое является хорошим фундаментом для получения в дальнейшем международной поддержки в случае обострения внутриполитического кризиса. Ну а если к этому прибавить стойкую неприязнь подавляющего большинства населения к персоне Кочаряна, последняя активизация, скорее, походит на шаг отчаяния, попытку напомнить о себе. В любом случае, зондирование общественного мнения начато, и в ближайшее время причины выхода на публику Кочаряна станут более очевидными.
Карабахское урегулирование и регион
Уходящая неделя прошла под знаком подготовки встречи Саргсян-Медведев-Алиев и, наконец, вылившихся наружу противоречий Еревана и Анкары относительно перспектив нормализации двусторонних отношений.
Политика властей Азербайджана, как и прежде, полностью противоречит духу установления в регионе мира и стабильности. В качестве очередного повода развязывания антиармянской истерии был использован юбилей ввода в Баку многотысячного контингента Советской Армии 20 января 1990 года, преследовавшего цель навести в городе порядок и предотвратить дальнейшую резню неазербайджанского населения. Фальсификация трагических январских событий 1990 года стала одной из основных задач властей Азербайджана, которые, основываясь на полном подлоге очевидных фактов, представляют абсолютно несостоятельную и лживую версию драматических событий тех дней. Вот и в этом году в предшествующие дни и 20 января все азербайджанские средства массовой информации в один голос по указке из Администрации президента Ильхама Алиева всячески развенчивали «преступную сущность тоталитарного строя, совершившего чудовищный террористический акт против азербайджанского народа, вставшего на защиту свободы, независимости и территориальной целостности страны». Азербайджанская трактовка январских событий 1990 года все более походит на классическое проявление неофашизма, согласно которой мучить и убивать граждан Советского Азербайджана армянской национальности под знаком борьбы за свободу можно было совершенно спокойно, а вот введенные в город войска совершили страшное преступление – убили непосредственных участников погромов и массовых беспорядков азербайджанской национальности.
Власти Азербайджана, несмотря на продолжающуюся активную фазу переговорного процесса по карабахскому урегулированию, продолжают проводить не имеющую каких-либо границ политику оболванивания собственного народа, делая из него безропотных слуг алиевского клана. В головы населения вдалбливаются россказни о том, как Азербайджан стал жертвой Советской империи, которая почему-то решила направить войска на «мирных» протестующих на улицах Баку. Одновременно ни слова не говорится о запланированных и осуществленных Народным фронтом 13-19 января невиданных по жестокости армянских погромах, бесчинствах националистов в отношении оказавшихся в полном окружении русских военных и членов их семей, фактическом захвате НФА бакинского радиотелецентра, появлении в эфире Азербайджанского телевидения открытых призывов покончить «с комфортным проживанием армян в Баку».
Полностью умалчивая или отрицая неопровержимый факт армянских погромов в Баку 13-19 января 1990 года, подконтрольные властям азербайджанские средства массовой информации одновременно продолжают развязывать антиармянскую истерию, создавая образ «армянского врага». В траурный для Азербайджана день 20 января в эфире центральных бакинских телеканалов появились интервью с 20-летними азербайджанцами, родившимися в день ввода советских войск. И вот молодая девушка в эфире государственного телеканала «Aztv» печально рассказывает, что «никогда не отмечает день рождения, и так продолжится до тех пор, пока не освобождены от армянских врагов оккупированные земли». Более того, «ее брат сейчас служит в армии и ждет приказа, чтобы с оружием в руках бороться против армянской оккупации». Репортаж главной информационной телепрограммы Азербайджана можно было и не цитировать, если бы он не появился в эфире самого любимого Ильхамом Алиевым телеканала лишь за несколько часов до прибытия в Баку сопредседателей Минской группы ОБСЕ, готовящих встречу Саргсян-Медведев-Алиев: как в контексте настраивания собственного народа на новую войну можно вести переговоры по мирному урегулированию знает, видимо, только лишь президент Азербайджана.
Одновременно на уходящей неделе, как мыльный пузырь, лопнула вся хитрость турецкой дипломатии. Как и ожидалось, именно часто отличающийся эмоционально-экстравагантным поведением премьер-министр этой страны Реджеп Тайип Эрдоган, в конце концов, не выдержал и продемонстрировал истинный настрой руководства страны к процессу нормализации отношений с Арменией. Ничего особого и не произошло. Просто высокопоставленный турецкий чиновник сказал то, что думает, а не то, что может говорить в рамках, допускаемых главным союзником – США.
Сейчас стало совершенно очевидно, что Турция долго ждала повода для демонстрации своего истинного лица. В качестве повода послужило решение Конституционного Суда Армении, признавшего подписанные армяно-турецкие протоколы соответствующими Основному закону страны. Зацепившись за ряд разъяснительных пунктов решения КС, власти Турции уподобились азербайджанским коллегам, полностью подтасовывая факты. Из заявлений МИД Турции и премьера Эрдогана следует, что Конституционный Суд Армении чуть ли не внес изменения в протоколы и выдвинул предусловия. «КС Армении действовал тайно. Естественно, Турция не может принять тайно представленные подходы. Мы внесли в парламент подписанные в Цюрихе протоколы сразу и без изменений. Не изменили ни слова в протоколах, показав нашу искренность, а в Армении протоколы подверглись операции», — заявил Эрдоган. Однако операции, как видно, придется подвергать больное воображение турецкого премьера, откуда ни возьмись решившего, что Конституционный Суд Армении почему-то должен отчитываться перед ним, а не действовать «тайно». А далее Эрдоган показал, чем весь шум и вызван: он, требуя от Армении не выдвигать предусловий, сам вспомнил о карабахской проблеме, потребовав вывода армянских войск из «оккупированных» территорий. В целом, попытка властей Турции спекулировать решением КС Армении вплоть до шантажа, сорвать процесс нормализации армяно-турецких отношений оказалась более чем неуклюжей. А «разгребать» горы никому не нужных заявлений придется праотцам армяно-турецкого процесса – России и США, поскольку только они в состоянии принудить Турцию опомниться. Пока же сложилась интересная ситуация, когда с армянской стороны остался один шаг до ратификации протоколов – их прохождение через парламент, однако из Анкары на этом фоне все звучат угрозы сорвать процесс нормализации, и предпринимаются попытки напрямую увязать его с переговорами по Карабаху.
Экономика и социальная жизнь
Правительство дало согласие на предложение по заключению соглашения о финансовом сотрудничестве на 2009-2010 годы между ФРГ и Арменией. Согласно принятому документу, правительство ФРГ предоставляет возможность правительству Армении и другим адресатам получить из Германского банка восстановления для 6 различных программ финансовую поддержку в размере до 105 млн. 500 тысяч евро и кредит с низкой процентной ставкой.
Отныне внебюджетные средства армянских ведомств будут контролироваться правительством. Кабмин внес изменения в решение «Об утверждении порядка обслуживания, учета и контроля внебюджетных средств государственных и других учреждений РА», принятое 10 июня 1999 года. Принятие решения исполнительная власть обусловила необходимостью обеспечения единообразия в процессе использования бюджетных и внебюджетных средств и повышения эффективности финансового управления и контроля. Премьер-министр Тигран Саркисян мотивировал решение происшедшим в Комитете по госдоходам и других ведомствах. «Потому что в последние дни стали предметом бурных обсуждений расходы, произведенные в конце года Комитетом по госдоходам из внебюджетного фонда. По сути, мы не могли их контролировать. Первый шаг, предпринятый нами, заключался в том, что сделали публичными все внебюджетные расходы», — сказал премьер. Было также отмечено, что отныне для всех внебюджетных фондов будут действовать единые стандарты. Напомним, что Комитет по госдоходам на Новый год для награждения своих работников приобрел 20 дорогостоящих часов – каждые по цене 1 млн. драмов.
А в это время сотрудники компании «Dino gold mining company» в городе Капан продолжают забастовку, требуя восстановления зарплат, размер которых значительно сократился из-за финансового кризиса. Уже довольно долгое время зарплата сотрудников компании вместо прежних 250 тыс. драмов составляет 100 тыс.