Как явствует из потока официальных сообщений, в текущем году полным ходом развернутся мероприятия для перехода с 2011 года на новую, многоступенчатую пенсионную систему, которая, в отличие от действующей распределительной, будет включать в себя и накопительную часть. Цели реформы самые благие. Благодаря притоку доходов государственного пенсионного фонда и созданию частных фондов появится возможность увеличения размера пенсий, ускорится процесс сокращения «теневой» занятости, появятся «длинные» деньги, столь нужные для нормализации инвестиций в экономику страны.
Будет ли в объявленные сроки реализована эта идея, трудно сказать. Во всяком случае, «опыт» внедрения ряда прогрессивных институтов, к примеру, декларирования личных доходов, давно уже показал всю неповоротливость заржавевшего бюрократического механизма. Исключением не стала и реформа в пенсионной системе республики, которая «несколько» запоздала. К примеру, в России, прошедшей тот же путь перехода к рыночной экономике, аналогичная реформа аж с 2002 года. Между тем в Армении ситуация в этой немаловажной социальной сфере за последние двадцать лет порядком накалилась — вследствие явных диспропорций между численностью пенсионеров и количеством работников, по которым осуществляются обязательные социальные платежи. Помимо этого, низкий уровень пенсий является прямым следствием столь же низкой средней номинальной заработной платы в республике. Последняя, по данным за сентябрь прошлого года, составила в эквиваленте всего лишь 265 долларов США.
В настоящее время в Европе на каждого неработающего пенсионера в возрасте 65 лет и старше приходится около 4,4 работающих. Проще говоря, в среднем каждого пенсионера обеспечивают доходом в виде пенсии 4-5 граждан трудоспособного возраста. Причем, так как население континента «стареет», к 2050 году на каждого пенсионера придется уже два работника. Сей мрачный прогноз заката Европы вызывает серьезную озабоченность у правительств европейских стран.
Между тем у нас реальная ситуация в этой области намного хуже того, чего опасаются в Европе на отдаленное будущее! Согласно информации Государственной службы социального обеспечения, в Армении на 420 тысяч работающих, по которым осуществляются обязательные выплаты социального страхования, приходится 540 тысяч пенсионеров. То есть у нас уже сейчас соотношение хуже того, что ожидается в Европе в отдаленной перспективе – на каждого пенсионера приходится менее 0,8 работников! Причем дальше будет еще хуже, учитывая демографические сдвиги в стране. Как же так получается при официально декларированной численности свыше миллиона занятых в республике?
Дело в том, что сотни тысяч фермеров не уплачивают социального налога. Принятым в 1997 году законом «О платежах обязательного социального страхования» лица, занятые крестьянским хозяйством, включались в контингент плательщиков. Однако впоследствии эта категория была исключена из данного перечня. Это и понятно — как платить налог для содержания пенсионера фермеру, который сам себя прокормить не может…
Помимо этого, методология расчета количества занятых включает в этот показатель лиц, которые вполне на законных основаниях не получают заработка за труд. К примеру, члены семьи индивидуального предпринимателя, помогающие ему в работе. Свою роль играет и скрытая занятость, масштабы которой до сих пор четко не определены. Но, судя по оценкам общих масштабов теневой экономики (до 40% и даже выше), сопряженная с ней скрытая занятость также может достигать значительных величин.
На кого же падает тогда основное бремя уплаты соцналога? Вопрос этот проясняется при анализе данных периодически публикуемых Комитетом по государственным доходам списков 1000 крупнейших плательщиков этого налога. Так вот, по данным за январь-сентябрь прошлого года, всего лишь 57 хозяйствующих субъектов обеспечили свыше одной пятой всех доходов пенсионного фонда республики! Так что в этой сфере наличествует явный дисбаланс – на долю всех остальных, числом в несколько десятков тысяч налогоплательщиков, приходится четыре пятых доходов фонда.
Само название документа — «1000 крупнейших плательщиков…», отнюдь не отражает действительную картину в этой области. Так, например, если первая десятка компаний за указанный выше период уплатила в государственный фонд социального обеспечения почти 7 млрд драмов (или же 9,4% всех доходов фонда!), то замыкающие список десять фирм — всего лишь 88 млн драмов, то есть в 79 раз меньше. Подобные диспропорции характерны и для другого перечня — 1000 крупнейших налогоплательщиков Армении. Однако между этими списками имеются отличия, обусловленные «спецификой» нашей экономики.
Ряд компаний, лидирующих по общей сумме уплаченных в государственный бюджет налогов (НДС, налог на прибыль, таможенная пошлина и другие виды), по величине обязательных выплат социального обеспечения занимают более скромные позиции в другом списке. Так, например, занимающая третье место в перечне крупнейших налогоплательщиков страны известная компания-импортер «Алекс Григ» по сумме социальных платежей скатывается аж на 78-ое место. Другой налогоплательщик — не менее известный нефтетрейдер «Горпетролсервис», фигурирующий в первой десятке по сумме уплаченных в государственный бюджет налогов, по социальным платежам занимает… 281-ое место!
Причины этого вполне понятны. В экономике нашей страны импорт возрос до гипертрофированных величин, а наличие доминирующих субъектов в ряде сфер позволяет при относительно меньшей численности персонала оперировать более крупными партиями импортируемых товаров. Однако, если по бензину и сахару нам нечего сказать, по ряду других товарных рынков засилье импорта является прямым следствием экономической политики государства.
Первая десятка крупнейших работодателей страны представлена сферой естественных монополий («Электрические сети Армении» и «АрмРосгазпром»), ведущими телекоммуникационными компаниями («АрменТел» и «К-Телеком»), крупными промышленными предприятиями («Наирит» и ЗММК), Южнокавказской железной дорогой, Армянской АЭС и… двумя государственными ВУЗами. Хотя присутствие последних в первой десятке можно в принципе приветствовать, сам факт этот наглядно иллюстрирует современное состояние дел в сфере занятости в стране. Тем более, что далее по списку опять-таки встречаются высшие учебные заведения, вперемешку с коммерческими банками. Престижные верхние строчки последним, вне сомнения, обеспечили сравнительно высокие оклады персонала, почти в 2,7 раза превышающие среднемесячную номинальную заработную плату по республике.
Между тем средний размер оплаты труда работников системы образования примерно на четверть уступает тому же среднереспубликанскому показателю. Так что высшим учебным заведениям верхние строчки в списке обеспечили не скудные заработки преподавателей, а сама численность последних. Выходит, что по удельной численности высшие учебные заведения, в придачу с больницами, опережают многие промышленные предприятия. Однако не за счет феноменального, по сравнению с советским периодом, роста численности своего персонала, а вследствие тривиального факта развала нашей промышленности.
За истекшую четверть века практически потеряли статус «крупнейших» предприятия машиностроения и металлообработки, общая численность персонала которых когда-то достигала 198 тысяч работников, а также легкой промышленности — с ее свыше 118 тысячами работников. Первопричины этого общеизвестны, поэтому нет необходимости повторяться. Однако отметим, что в соседней Турции как раз наиболее развит сектор легкой промышленности, составляющей ныне одну треть всего промышленного потенциала этой страны. В том, что турецкие изделия выдерживают жесткую конкуренцию с аналогичными китайскими, дешевизна которых просто недостижима для отечественных предприятий, можно убедиться при изучении товарного предложения на наших родных ярмарках. Недавно правительством страны была одобрена новая концепция – по линии развития промышленности. Эта идея опять-таки порядком запоздала. Однако стоило ли дожидаться критического порога в отечественной индустрии, чтобы затем исправлять упущенное? Ведь безнадежная ситуация в ряде отраслей промышленности приняла почти необратимый характер, рикошетом отражающийся и на состоянии пенсионной системы…
После реформирования пенсионной системы страны, с заработка трудящихся, а также с доходов индивидуальных предпринимателей, будут удерживаться платежи в фонд накопительной части пенсии. Причем обязательная накопительная система распространяется не на всех будущих получателей пенсии, а лишь на лиц до определенного возраста. Остальные же возрастные категории граждан смогут воспользоваться добровольной накопительной системой, уплачивая взносы в частные пенсионные фонды. Кстати, в различных странах, именуемых развитыми, доля частного пенсионного страхования колеблется от 9% (Франция) до 42% (Великобритания). Каковым будет у нас этот показатель в обозримом будущем, пока что неясно… Ведь вопрос этот связан и с менталитетом наших граждан, а также с отдельными объективными факторами.
Имеется такой важный фактор, как разница между планкой перехода на пенсию и средней продолжительностью жизни в стране. Вполне понятно, что чем дольше жизнь «на пенсии», тем выше стимул у граждан достойно обеспечить свою старость. Между тем, скажем, для мужчин, при ожидаемой средней продолжительности жизни в 70,4 года указанная разница составляет менее 5 лет! Комментарии, как говорится, излишни… Правда, накопительная часть пенсии не теряется, а переходит к наследникам пенсионера. Однако, в наших условиях, данное обстоятельство навряд ли послужит решающим доводом в пользу накопления.
Итак, у нас имеется масса проблем, усугубляющих состояние нашей пенсионной системы и ставящей под сомнение эффективность реформ в этой сфере. Помимо всего прочего, бремя обязательных платежей по накопительной системе может стимулировать не вывод из «тени» скрытых занятых, а наоборот, стремление последних остаться там. Лучше синица, в виде зарплаты, в руках, чем журавль накоплений в небе! Что касается «длинных» денег накопительных фондов, то, при ограничивающих рамках их использования, в условиях практического отсутствия у нас рынка ценных бумаг вопросы их инвестирования также под вопросом. Единственная возможность – вложение средств в государственные облигации… Так что подводных камней для грядущей реформы предостаточно!
Альберт Хачатрян