Поражение Пашиняна, трагический юбилей и несбывшиеся «сладкие сны» Азербайджана: Дискурс недели

Внутренняя политика

Завершившаяся кампания по довыборам в парламент Армении по 10-ому столичному избирательному округу, несмотря на свое локальное значение, позволяет сделать несколько важных выводов. В первую очередь, можно констатировать очередное поражение демократии в армянском государстве. Иначе нельзя оценить выборы, в ходе которых председатели участковых избирательных комиссий могли при журналистах докладывать в предвыборные штабы одного из кандидата о невозможности вброса бюллетеней из-за присутствия члена Центризбиркома и необходимости применения насильственных методов. Вся обстановка, многие годы сопровождающая проходящие в Армении выборы, у значительной части избирателей, если не у большинства, вызывает просто аллергию. Как следствие, они заставляют себя идти на избирательные участки только во время президентских выборов, надеясь, что хоть на них можно будет чего-нибудь добиться. Это, с одной стороны, является прямым негативным результатом действий властей и слепых исполнителей их воли, часто оказывающих «медвежью услугу», с другой, — упущением оппозиции, которая оказывается в состоянии активизировать практически весь протестный электорат только во время общегосударственных избирательных кампаний. Одновременно необходимо обратить внимание на преждевременность публикаций провластной прессы относительно резкого снижения электоральной поддержки непримиримой оппозиции, в частности, Армянского национального конгресса Левона Тер-Петросяна. То, что его кандидату Николу Пашиняну не удалось достичь успеха над практически никому неизвестным, но зато поддерживаемым властями Ара Симоняном, безусловно, является поражением АНК. Однако не стоит закрывать глаза на одно крайне важное обстоятельство: в 10-ом столичном округе за Пашиняна проголосовало практически столько же избирателей, сколько за кандидата от АНК на выборах префекта общины Центр осенью 2008 года и за пропорциональный список Армянского национального конгресса на выборах в Совет старейший Еревана 31 мая 2009 года. Следовательно, можно говорить не об угасании электоральной поддержки оппозиции, а наличии у нее крайне активного костяка сторонников, который способен играть важную роль во время возможного обострения внутриполитической ситуации в стране. Еще одним итогом довыборов стало то, что в отличие от двух предыдущих муниципальных выборов 2008-2009 годов оппозиционному кандидату удалось победить на немалом количестве избирательных участков, где оппозиция смогла обеспечить должный контроль, и где нарушения со стороны сторонников провластного претендента носили хотя бы ненасильственный характер. Так что оппозиции не помешало бы не только во многом справедливо обвинять власти в проведении выборов с массовыми нарушениями, но и задуматься над собственными недоработками, повторяющимися от одной избирательной кампании к другой.

На неделе в очередной раз противоречивость своей политики продемонстрировала Армянская Революционная Федерация Дашнакцутюн, которая умудрилась провести малочисленную, но весьма агрессивную акцию протеста перед зданием Конституционного Суда, а затем увидела положительные моменты в решении КС, подтвердившего соответствие подписанных в Цюрихе армяно-турецких протоколов Основному закону страны. Подобная противоречивость стала, очевидно, уже неизлечимой болезнью АРФД, приведшей к окончательной потере и без того небольшого электората. Дело дошло до того, что партия, даже обладающая вещающим в Ереване телеканалом, вынуждена на свои уличные акции подвозить сторонников из деревень. В результате сложилась ситуация, когда огромное количество политически активных граждан Армении, выступающих против армяно-турецких протоколов, воздерживается от участия в акциях протеста, поскольку они проходят под знаменами АРФ Дашнакцутюн. А сама партия никаких выводов из всего этого не делает.

 

Карабахское урегулирование и регион

На уходящей неделе исполнилось 20 лет со дня начала кровавых армянских погромов в Баку. Этот печальный юбилей в очередной раз продемонстрировал, насколько далеки азербайджанский и армянский народы от реального примирения, что обусловлено упорным нежеланием властей Азербайджана признать очевидные факты. Циничное вранье всегда было одной из основных черт их подчерка, однако как только дело доходит до вопроса об армянских погромах в азербайджанских городах Сумгаите, Кировабаде и Баку, фантазия государственно-пропагандистской машины приобретает наиболее уродливую форму. 13 января бакинские средства массовой информации годами говорят и пишут обо всем, но только не погромах местного армянского населения. Вот и в этом году о событиях 13 января в эфире азербайджанских радио и телеканалов не прозвучало ни слова, зато выпуски информационных программ пестрели очередными антиармянскими выдумками, дело дошло даже до «разоблачения» нескольких сортов вин, которые, как вдруг решили в Баку, являются не армянскими, а конечно же азербайджанскими. Плюс по всему, согласно указу президента Ильхама Алиева, азербайджанские масс-медиа продолжают активную подготовку в годовщине так называемой «трагедии 20 января» — вынужденного ввода в Баку многотысячного контингента Советской армии, позволившего навести в городе порядок и приостановить резню всего христианского населения.

Между тем, смыть позорные страницы истории, в данном случае азербайджанской, не может никто – даже «общенациональный лидер» Гейдар Алиев, перешедший в мир иной несколько лет назад. Кстати, он имеет непосредственное отношение к провоцированию армянских погромов в Баку, о чем сохранились многочисленные свидетельства. Ни для кого не является секретом, что еще с 1988 года представители возглавляемого Алиевым нахичеванского клана всячески старались дестабилизировать ситуацию в многонациональном Азербайджане, чтобы создать предпосылки возвращения «отца – спасителя» из Москвы в Баку. И совершенно неслучайно, что именно Гейдар Алиев, на фоне паралича республиканской власти в Москве закатил истерику по поводу ввода в Баку чрезвычайного положения и войск. В дальнейшем указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 января 1990 года об объявлении в Баку чрезвычайного положения и стал предметом спекуляций азербайджанской пропаганды, постоянно пытающейся твердить, что никаких причин для жестокого наведения порядка в городе, охваченного этническими чистками, не было. Однако деваться некуда: по официальным данным в результате армянских погромов в Баку погибло около ста человек, а этнический характер резни подтвержден в сообщении республиканского руководства Советского Азербайджана, опубликованном в центральной газете «Бакинский рабочий» 15 января 1990 года.

На фоне упорного нежелания властей Азербайджана пересмотреть свою политику, основанную на лжи и подтасовке фактов, сразу после завершения новогодних праздников наметилась резкая активизация переговорного процесса по карабахскому урегулированию. Главным «героем» здесь стала Россия, действующая при молчаливом согласии США и Евросоюза. Несмотря на все заявления главы МИД России Лаврова об отсутствии связи между процессом нормализации армяно-турецких отношений и переговорами по карабахской проблеме, связь между визитом в Москву турецкого премьера Эрдогана и прибытием в Ереван руководителя российского внешнеполитического ведомства является очевидной. Остается только надеяться, что заверения Лаврова, исключившего в Ереване возможность приоритетности для России энергетического сотрудничества с Турцией над правом народа Нагорного Карабаха на самоопределение, столь же близки к истине.

В то же время весьма показательным оказалось одно заявление Лаврова. Если учесть, что Россия, все-таки, является серьезным государством и особой дипломатичностью никогда не отличалась, то эти высказывания явно выглядят как призыв к официальному Баку опомниться и перестать верить в собственные «сладкие сны». Глава МИД России на пресс-конференции в Ереване подчеркнул, что в конечном итоге при разрешении конфликта должно быть учтено мнение народа Нагорного Карабаха. Это свидетельствует о понимании международными посредниками невозможности навязывания такого варианта урегулирования, на который не согласится население, проживающее в Нагорно-Карабахской Республике. Тем самым, Баку в очередной раз дали понять, что неучастие в переговорном процессе НКР еще не говорит об их двустороннем характере, и при достижении окончательного согласия не учитывать мнение третьей стороны просто невозможно.

В любом случае, в течение второй половины января следует ожидать значительной активизации переговорного процесса по карабахскому урегулированию. Совершенно очевидно, что карабахская проблематика станет центральной в ходе намеченного на 18 января визита президента Армении в Москву. Далее, как известно, последует визит в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а в турецких СМИ уже появилась информация о проведении в конце текущего месяца трехсторонней встречи Саргсян-Медведев-Алиев. Если она подтвердится, то это станет свидетельством стремления геополитических игроков добиться разрешения конфликта в самом недалеком будущем. Под вопросом останется только то, осознал ли Азербайджан необходимость пересмотра своей неконструктивной политики и неизбежность двусторонних взаимных уступок.

 

Экономика и социальная жизнь

В 2009 году общины Армении собрали налога на имущество и землю на 3,5 млрд. драмов больше, чем в 2008 году, сообщил на пресс-конференции вице-премьер правительства, министр территориального управления Армен Геворкян. «Все равно, я не удовлетворен положением дел, поскольку в этой области есть еще много скрытых резервов», — одновременно заметил он. По его словам, есть еще много чего, что можно обложить налогами. К примеру, всяческое развлекательное движимое имущество: скутеры, яхты и прочие излишества жизни. В любом случае, относительно неплохая собираемость налогов в местные бюджеты позволила покрыть часть долгов по заработной плате, которые накапливались аж с 1996 года. В настоящее время их удалось уменьшить с 2,3 млрд. в 2008 году до 866 млн. Министр сообщил, что в среднем процент взимаемых местной властью налогов в бюджетах общин составляет 42%. Остальное приходится на дотации госбюджета. С целью повышения уровня собираемости «местных» налогов правительство выступило с рядом законодательных инициатив. В частности, в парламент внесен законопроект, предполагающий введение единого налога на землю и имущество.

Между тем, правительство на своем очередном заседании одобрило подписанное 12 октября минувшего года кредитное соглашение между Республикой Армения и Азиатским банком развития «Инвестиционная программа дорожного коридора Север-Юг». Программа вбирает в себя дорожные автомагистрали Агарак – Капан – Ереван – Гюмри — Бавра и их инфраструктуры. Реализация проекта позволит улучшить транспортное сообщение с Ираном и Грузией, обеспечив выход к международным торговым маршрутам и рынкам.

По статистике последних трех лет можно констатировать, что уровень рождаемости в Армении повысился, а количество смертей сократилось. В 2009 году в Армении родились 44.999 ребенка. Как сообщила NEWS.am пресс-секретарь министра юстиции Лана Мшецян, за истекший год в республике было зарегистрировано 18.765 браков и 3.013 развода. Отцовство признали 14.165 папаш и был усыновлен 131 ребенок. Число смертей составило 27.268. Для сравнения отметим, что в 2008 году родилось 41.406 детей. Было зарегистрировано 18.236 брака и 3.192 развода. 13.257 пап признали отцовство. Было усыновлено 180 детей. Число смертей составило 27.281.

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.