В связи с 20-летием Геноцида армян в Баку известный немецкий правозащитник, научный сотрудник Свободного университета в Берлине (Freie Universität Berlin) Тесса Хофман (Tessa Hofmann) ответила на вопросы армянских журналистов.
Госпожа Хофман, известно, что погромы января 1990 года стали последним актом этнических чисток и Геноцида армян в Баку, начало которым было положено еще в 1905 году. Именно поэтому Баку часто называют городом трех погромов. Видите ли вы преемственность турецкой политики в отношении армян в регионе Южного Кавказа?
События, произошедшие в Баку в период с февраля 1905 по июль 1906 годов, принято называть «армяно-татарской войной». В многонациональном городе Баку, где проживало множество армян, в том числе крупные предприниматели, происходили беспорядки с выраженной антиармянской направленностью, которые распространились также на царские губернии Нахичевана, Елизаветполя (нынешняя Гянджа, армянский Гандзак), Тифлиса и Еревана. Все эти губернии в указанный период были наполовину заселены «татарами» и везде армяне подвергались преследованиям, погромам, резне, на их дома нападали, грабили и поджигали.
Эти действия частично подстрекались и со стороны местных и окружных властей, которые в ряде случаев покровительствовали преступникам. Однако, благодаря организованной партией АРФ Дашнакцутюн гражданской самообороне, в ряде регионов армянам удалось защитить себя, в частности, в столице Арцаха Шуши, в Тифлисской губернии, а также в Баку.
В 1918-1920 годах, в ходе двух турецких вторжений (вначале младотурок, потом кемалистов) происходят многочисленные беспорядки, имеет место насилие в отношении мирных армянских жителей. В предисловии к своей книге «Германия и Армения» (1919 год) доктор Иоганнес Лепсиус пишет: «Несмотря на активное противодействие немецких офицеров, датского и шведского консулов, Нури-паша отдал город на откуп татарам, разрешив им полностью хозяйничать в Баку. Даже иностранные жители города не были защищены от произвола».
14 сентября началось наступление турецкой армии на Баку. До вступления в город частей регулярной армии, турецкое военное командование предоставило возможность местным незаконным формированиям – так называемым «башибузукам», грабить и расправляться с армянами. Грек по национальности Христофор Евангулов, отвечавший за почтовую и телефонную связь в Баку, писал: «Армянское население по всему городу повергается резне, немусульман грабят до ниточки. Они ломают двери и окна, вторгаются в жилые кварталы, вытаскивают и убивают на улицах мужчин, женщин, детей. (…) В некоторых местах скопились груды трупов, многие со страшными следами разрывов от снарядов. Самая ужасная картина наблюдается на улице Сурукан, которая вся усыпана детскими телами не старше 10 лет. На многих видны раны от сабель и штыков. Очевидно, что их просто резали, как ягнят».
Современники и исследователи событий 1918 года в Баку называют число 20-30 тысяч убитых армян. При этом не учитывается количество тех, кто был попросту вышвырнут из своего дома и стал бесприютным беженцем, погибнув в последующие месяцы от болезней, холода и голода.
Практически почерк палачей уже в конце века не изменился…
К началу 1990 года власть в Баку практически перешла в руки Народного фронта Азербайджана. К тому времени акции насилия против армянского населения в Баку, а также в селах Северного Арцаха приняли систематизированный характер. 10 января парламент Советской Армении принял обращение к председателю Верховного Совета СССР Михаилу Горбачеву, в котором отмечалось, что «Страдают невинные женщины, дети, старики. Дело доходит до убийств посредством избиений, сожжений, взятия в заложники, блокирования улиц и мостов».
13 января погромы в Баку приняли организованный характер. Город методично, дом за домом «очищали» от армян. Причем, как и два года назад в Сумгаите, имели место изнасилования несовершеннолетних девочек и престарелых женщин, пытки. Ведущие к Баку дороги были заблокированы. Оставшихся в живых переправляли на паром. Сотни тысяч беженцев из Баку подтверждали в своих свидетельствах, что организованные и управляемые со стороны Народного фронта преследования происходили по одной схеме: 10-20 погромщиков врывались в квартиры и начинали терроризировать, избивать и пытать жильцов. Следом появлялись представители Народного фронта и предлагали запуганным и измученным людям немедленно отправиться в порт. Им разрешалось взять с собой ручную кладь, но у них сразу же отбирались все наличные деньги, сберкнижки и драгоценности. В порту находился пикет Народного фронта. Здесь беженцев вновь подвергали обыску, часто опять избивали.
Есть ли у вас данные о количестве жертв погромов армян в Баку?
Число убитых в те дни так и осталось неизвестным. Не было проведено ни одного расследования. Существует множество свидетельств об убийствах, совершенных с особой жестокостью – например, людей сжигали заживо. Следует отметить, что те азербайджанцы или представители других наций, которые пытались помочь армянам, сами подвергались опасности.
В 1997 году события в Баку нашли отражение в докладе делегации из Армении, представленном на 17-ой сессии Комитета по ликвидации дискриминации против женщин Организации объединенных наций 17-25 июля 1997 года, в котором говорилось: «В течение пяти дней января 1990 года в столице Азербайджана Баку убивали, мучили, грабили и унижали представителей армянской общины. Беременные женщины и дети подвергались домогательствам, маленьких девочек насиловали на глазах их родителей, на их спинах выжигали христианский крест, людей преследовали только за их христианскую веру».
Акты организованного насилия в отношении армянского населения произошли в те январские дни не только в Баку, но и в Нагорно-Карабахской автономной области, а также в Ханларском и Шаумянском районах Азербайджанской ССР. 16 января были обстреляны – в том числе с вертолетов — армянские села Шаумянского и Ханларского районов, особо интенсивному и жестокому обстрелу при этом подверглось небольшое село Манашид.
Какова, с вашей точки зрения, правовая и политическая оценка событий в Баку 13-19 января 1990 года?
Согласно правовому определению геноцида, данному автором Конвенции ООН по предупреждению и наказанию преступления геноцида (1948г.) Рафаелем Лемкиным, геноцидом считается последовательное и целеустремленное уничтожение какой-либо этнической или религиозной группы. При этом вовсе необязательно, чтобы это уничтожение выражалось исключительно массовыми убийствами, оно может осуществляться и другими методами. Эта мысль лучше всего выражена в книге Лемкина «Правление государств „Оси“ в оккупированной Европе» (Axis Rule in Occupied Europe: Laws of Occupation, Analysis of Government, Proposals for Redress): «В целом, необязательно, чтобы геноцид означал непосредственное уничтожение нации, за исключением тех случаев, когда он завершается массовым убийством всех представителей нации. Прежде всего необходимо наличие целостной программы действий, целью которой является уничтожение важнейших основ национальных групп и конкретно этих групп. Задачей таких программ является разрушение политических, экономических и социальных структур, культуры, языка, национальных чувств, религии – всего, что имеет жизненно важное значение для данной нации (…). Геноцид направлен против национальной группы как целостной единицы и подобные действия направлены против отдельных людей не лично, а как представителей данной национальной группы».
Если применить эти определения к армянам Азербайджана, то можно увидеть, что в течение всего ХХ века шовинистические силы Азербайджана трижды предпринимали попытку геноцидальных действий в отношении проживавшей здесь армянской этнической группы, в особенности – в столице Баку и в Нагорном Карабахе, местах компактного проживания армян. Эти попытки совпадали с кризисными периодами ослабления центральной власти, что и имело место в 1904-1905, 1918 и 1990 гг. Демографические и культурные данные свидетельствуют, что их попытки так же, как и в Османской империи, полностью увенчались «успехом».
Реалии армяно-азербайджанской истории весьма далеки от сегодняшних государственных и широко тиражируемых СМИ этой страны подходов Азербайджана. Эти подходы призваны создать впечатление в том, что якобы армяне – жестокие палачи и преступники, а азербайджанцы – невинные жертвы. Подобная установка не допускает ни малейшего критического осознания собственной вины и ответственности, между тем, именно такой подход способен создать предпосылки для достижения реального примирения народов.