В апреле наступившего года исполнится 95 лет с начала чудовищного Геноцида армян, совершенного властями Османской Турции, а в 2011 году исполнится полвека со дня вступления в силу Конвенции ООН «О предупреждении преступления геноцида и наказания за него», — на страницах газеты армянской диаспоры России «Еркрамас» пишет доктор юридических наук, профессор Леонид Акопов.
Л.Акопов также настаивает, что «горбачевское руководство СССР, неоднократно публично обещавшее восстановить историческую справедливость, лицемерно потворствовало и даже прямо соучаствовало в повторении Геноцида армян в тогдашнем Азербайджане».
В свою очередь, профессор Ю.Барсегов считает, что еще за день до начала погромов и резни армян в Сумгаите Горбачев «провокационно заявил, что требование самоопределения Нагорного Карабаха неизбежно поставит под вопрос судьбу двухсот семи тысяч бакинских армян».
Вот как вспоминает о тех трагических днях непосредственный свидетель Геноцида армян в Баку, чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров (сын еврея и армянки, которому пришлось бежать из города, где он родился и вырос, когда там начались погромы и убийства армянского населения): «Власти бессильны, транспорт не работает, газеты, радио и телевидение захвачены националистами. Тринадцатого января был чудесный день. Над морем висела радуга. Я никогда не забуду этого. В этот день начался погром. До санатория дошли слухи, что квартиры армян в Баку громят толпы убийц. В это невозможно было поверить. Геноцид? Мы спрашивали знакомых из милиции, КГБ, они успокаивали: ничего страшного. Московские друзья настаивали, чтобы я немедленно возвращался… А в Баку творились невероятные ужасы. Бандиты точно знали, где живут армяне. Хозяев грабили и убивали. Девушек насиловали и сжигали заживо. Сумгаит повторялся… Мужчин, женщин и детей забивали во дворе палками насмерть, а соседи в ужасе глядели…».
Далее Каспаров вспоминает о том, как по возвращении в Москву он безуспешно пытался довести до общественности информацию о геноциде в Баку через печать и телевидение, а также о своей встрече с Михаилом Горбачевым и его советниками. «Я описал то, что видел, – говорит Каспаров, – но Горбачев не слушал. Тогда-то я понял, что значит глас, вопиющий в пустыне…».
Далее автор выражает уверенность, что «именно эта безнаказанность виновных в Геноциде армянского населения Баку послужила одним из толчков к последующим преступлениям подобного рода в Душанбе, Туве и Оше, совершенным в том же году. Именно безнаказанность виновников этих событий не позволяет и в наши дни гарантировать недопущение и избавление от такого чудовищного явления как геноцид…».