Пресса анонсирует визит премьер-министра Турции Реджепа Тайип Эрдогана в Москву. Как ожидается, турецкий премьер проведет переговоры со своим российским коллегой Владимиром Путиным. В повестке обсуждений фигурируют двусторонние турецко-российские экономические вопросы, в том числе крупные инфраструктурные и инвестиционные проекты, а также политические вопросы регионального и международного характера. Турецкая пресса акцентирует: Реджеп Эрдоган озвучит призыв Москве активизировать усилия в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Выход Анкары и Москвы на обсуждение политических проблем и конфликтов Южного Кавказа не был бы столь тревожным и потенциально опасным для Армении, если бы в связке с этими вопросами не обсуждались темы газопроводов, нефтепроводов НПЗ и АЭС. Здесь возникает площадка для торга, в котором Россию, констатировавшую ослабление своих позиций самим фактом допуска Турции к региональным политическим процессам, может серьезно интересовать финансовая сторона вопроса. Не секрет, что такие крупные государственные холдинги как «Газпром», «Росатом», ИНТЕР-РАО и другие обладают недюжинными лоббистскими возможностями, и стремление получить крупные государственные контракты в Турции может стимулировать их к использованию своего влияния на политические круги России для удовлетворения турецких запросов. Очевидно, Турция будет использовать и этот ресурс. Не случайно же турецкие власти отменили итоги уже состоявшегося тендера по строительству первой АЭС в этой стране, на котором победу одержал консорциум, представляющий интересы, в том числе, и «Росатома».
Политическое руководство России сегодня активнейшим образом продвигает целый ряд амбициозных международных проектов, попутно препятствуя другим, инициированным США и Европой. Конкуренция между газово-коммуникационными проектами «Южный поток» (Россия) и NABUCCO (ЕС) сделала Турцию чрезвычайно важным игроком для Москвы. Не случайно, активизация политики Анкары на Южном Кавказе буквально совпала с согласием Турции на использование своих территориальных вод для прокладки «Южного потока». Таким образом, Турция помогла России в решении самой больной ее проблемы – украинской. Ранее Киев заявлял, что не позволит прокладку трубопровода. И это ясно, ведь она как раз для того и создается, чтобы обойти «капризную» украинскую ГТС.
Итак, Эрдоган в Москве поставит экономические интересы России на одну чашу весов, а карабахский конфликт на другую, предложив Путину выбирать. То же самое он сделал недавно в Вашингтоне, когда встречался с Бараком Обамой. Тогда на одной чаше весов были Иран и Израиль, на другой – тема Геноцида армян. Таким образом, Турция рвется в Каспийский регион и Среднюю Азию. Она медленно и верно подчиняет региональную повестку, в которую входят и армянские проблемы, а затем намертво увязывает ее с глобальными политическими и экономическими интересами сверхдержав.
Однако стоит учитывать, что добившись признания и закрепления за собой роли смотрителя в регионе, Анкара разовьет совершенно иную линию. Снова отменит итоги «тендера», на этот раз политического. Но тогда России, США и ЕС придется уже считаться с новой силой турецкого фактора. Что касается Армении, то в этой тяжелейшей ситуации ей необходимо создавать собственную повестку, включающую помимо традиционных партнеров и тем, новые векторы и прогнозы. В том числе нуждается в уточнении характер и акценты взаимоотношений с Россией. Как представляется, ожидающийся 12 января визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Ереван откроет всю полноту информации относительно готовящегося для Армении и региона российско-турецкого «кушанья», о котором говорил президент Турции Абдулла Гюль.
Армен Геворгян