В вопросе отказа от «мадридских принципов» в Нагорном Карабахе достигнут общественный консенсус: интервью Масиса Маиляна

На вопросы NEWS.am отвечает председатель Общественного Совета по внешней политике и безопасности Нагорного Карабаха, экс-замминистра иностранных дел НКР Масис Маилян.

Насколько внешнеполитические процессы влияли на внутриполитическую ситуацию в НКР в 2009 году? Можно ли сказать, что внутренняя политическая ситуация и общественная стабильность в республике самодостаточны и не зависят от внешнего влияния?

В 2009-ом искусственная интенсификация переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, как форма давления на армянские стороны, не могла не отразиться на общественных настроениях в НКР. Карабахские эксперты, общественные и политические деятели, так или иначе, стали более активно выражать свое отношение к происходящему. Если раньше карабахская проблема, по меткому выражению президента Степанакертского пресс-клуба Гегама Багдасаряна, обсуждалась везде, кроме самого Карабаха, то сейчас ситуация несколько изменилась. По карабахской проблематике у нас начали проводиться Круглые столы, Форумы НПО, рабочие встречи-дискуссии лидеров НПО, парламентские слушания и другие мероприятия. Но переговорный процесс не оказал какого-либо влияния на перераспределение внутриполитических сил. В вопросе отказа от так называемых мадридских принципов, которые предполагают территориальные уступки, в НКР достигнут общественный консенсус.

Считаете ли Вы, что правительство НКР адекватно реагировало на мировой финансовый кризис, разразившийся в прошлом году?

В целом реакция была адекватной. Ставка на аграрный сектор была оправдана. Ожидаемый рост ВВП за 2009 год в 13-14 процентов говорит сам за себя. Росту способствовали и объективные причины, в частности, слабая интеграция экономики НКР в мировое хозяйство.

Какое развитие процесса урегулирования конфликта Вы прогнозируете на 2010 год? Считаете ли Вы возможным военный сценарий и готова ли к этому НКР?

Думаю, что в первой половине 2010-го в армянской внешнеполитической повестке приоритетным будет вопрос нормализации отношений с Анкарой без новых предусловий по Карабаху. В минувшем году карабахское общество недвусмысленно продемонстрировало мировым центрам, что не пойдет на территориальные уступки. Поэтому заинтересованные в армяно-турецком сближении силы в 2010-ом должны активнее работать с Анкарой и Баку.

В Карабахе никогда не исключали военный сценарий, и всегда были готовы к отражению возможной новой агрессии. Если Баку попытается прибегнуть к силе (не для кого не секрет, что угроза дестабилизации в регионе исходит только от Азербайджана), то Армения не останется в стороне, поскольку РА является гарантом безопасности НКР и двумя армянскими государствами создано единое пространство безопасности. Тем не менее, по ряду объективных причин вероятность возобновления военных действий достаточно низка.

Что касается итогов процесса урегулирования в 2009 году, то ощутимых результатов зафиксировано не было. На это есть свои причины: диалог продолжается в искаженном формате (без участия НКР), обсуждаемые базовые принципы урегулирования нереалистичны, а принятая международными посредниками методология урегулирования не может обеспечить серьезного продвижения в этом процессе (более подробно читайте в 12-ом номере журнала Аналитикон — www.analyticon.org). Но переговоры нужно продолжать, хотя бы потому, что факт их проведения несколько снижает уровень напряженности в регионе конфликта.

Может ли в 2010 году НКР стать полноценным участником переговорного процесса и при каких условиях?

Если будет проявлена политическая воля, то можно добиться этой цели. Не раз предлагалось: чтобы НКР восстановил свой статус конфликтующей стороны, который, кстати говоря, признан в решениях и других документах ОБСЕ и ООН. Двум армянским государствам необходимо распределить свои роли и полномочия в переговорном процессе. Те ключевые вопросы, которые будут отнесены в сферу компетенции властей НКР, не должны обсуждаться руководством Армении ни с посредниками, ни с представителями Азербайджана. В этом случае, карабахцы будут приглашены за стол переговоров. Таким образом, используя внутренний ресурс НКР и Армении можно добиться восстановления субъектности Нагорного Карабаха.

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.