2011 год завершился, предварительные данные официальной статистики опубликованы, и можно уже выяснить, каких успехов достигла за это период отечественная экономика.
К сожалению, ровно год назад официальная статистика отказалась от ежеквартальной публикации показателя валового внутреннего продукта (ВВП), подменив его не вполне понятным показателем экономической активности.
Ныне поквартальный ВВП рассчитывается с большим лагом времени, так что оперативный анализ этого показателя невозможен, и по линии его приходится оперировать устаревшими данными, а также упомянутым показателем экономической активности.
Отмеченный показатель, как видно из нижеследующего графика, по месяцам отчетного года имел тенденцию к нарастающему росту: если на диаграмме провести прямую (тренд), то получится линия, направленная под острым углом вверх.
Отметим, что в январе показатель экономической активности стартовал с планки в 106,1%, а в декабре финишировал на точно таком же уровне. В промежутках же между этими точками хаотично колебался вверх-вниз. Так что остается только радоваться, что тренд показывает на годовую тенденцию роста, а не спада в динамике этого показателя.
Из диаграммы ясно видно, что графическая линия показателя экономической активности находится под интегральным воздействием динамик объема промышленной продукции и валовой продукции сельского хозяйства. Особый интерес вызывает динамика валовой продукции сельского хозяйства, в сезон сбора урожая продуктов растениеводства резко взмывающая вверх.
Конечно, этот прогресс обусловлен не сверхъестественными успехами в отрасли, а проистекает из низкой базы предыдущего года, когда значительная часть урожая растениеводства была загублена неблагоприятными погодными условиями. Кстати, пиковые значения в динамике валовой продукции сельского хозяйства пришлись на период спада в темпах роста промышленной продукции, и тем самым скомпенсировали это снижение.
Для промышленности неблагоприятным месяцем в течение календарного года явился июль. На нижеследующей диаграмме виден спад в стоимостном объеме производства промышленной продукции в этом месяце.
Свое влияние, несомненно, оказал и тот факт, что в июле цены производителей промышленной продукции, по сравнению с показателями июня, снизились на 5,8%. А вот по итогам года индекс цен производителей промышленной продукции достиг почти двузначной цифры прироста — 9,1%.
Из третьего графика видна почти четкая корреляционная связь между объемами промышленной продукции и экспортом, хотя свою роль играет определенный лаг времени. Как известно, в нашем экспорте, вместе с армянским коньяком, а также электроэнергией, абсолютно доминирует продукция горнодобывающей отрасли, точнее, металлические руды, как в виде первичного сырья, так и прошедшие первичную переработку.
Возвращаясь к теме относительно ВВП, рассмотрим, какие именно отрасли экономики обеспечивают этот показатель. Для большей наглядности приведем ВВП без налогов на продукцию, а также косвенно измеряемых услуг финансового посредничества (КИУФП, которые по итогам января-сентября 2011 года завершились со знаком «минус»). Вначале отметим, что в ВВП добавленная стоимость имела долю 88,4%, остальное пришлось на налоги на продукцию.
Таким образом, промышленность, включая энергетику и отдельные сферы естественных монополий, в структуре добавленной стоимости занимали несколько скромную позицию, по доле опережая строительство, и уступая сельскому хозяйству.
Интенсивно же «добавляет» стоимость «сфера предоставления услуг», благо представителей оной предостаточное количество. Диапазон этой благодатной сферы довольно обширен – от финансовой деятельности до, к примеру, тривиального ремонта обуви сапожником.
В структуре же самого ВВП (уже включающего налоги) промышленность имеет более скромный «вес». Так, по итогам девяти месяцев прошлого года отрасль в данном макроэкономическом показателе имела долю в 12,9% (в том числе горнодобывающая промышленность – 3,3%). Для сравнения: торговля, включая продажу автомобилей, а также услуги по ремонту оных автомобилей, бытовых товаров и предметов личного пользования, имела больший удельный вес — 13,1%.
Любопытный факт – немногим менее 1% в структуре ВВП занимают… рестораны и гостиницы. Так что наши граждане, активно посещающие эти заведения, сами того не подозревая, вносят свой благородный вклад в развитие отечественной экономики.
Если же подойти к проблеме со всей серьезностью, то факт диспропорций в нашем ВВП давно должен был вызвать тревогу ответственных за нашу экономику чиновников. Аргументы о том, что подобная же структура имеется и в ряде развитых стран, можно с ходу отклонить.
Дело не только в самих процентах. К примеру, доля сельского хозяйства в ВВП Германии составляет лишь 1%. Однако тамошние фермеры на этом одном-единственном проценте полностью обеспечивают продукцией свою страну, да еще в больших объемах поставляют ее на экспорт. Кстати, года два назад Германия лидировала в мире по объему своего экспорта, вывозя в основном товары высоких технологий.
Для нас же одной из тяжелых проблем в экономике является чрезмерно низкая диверсификация (а скорее – ее отсутствие) в нашем экспорте, и громадное отрицательное сальдо во внешнеторговом обороте. Экспорт же зеркально отражает состояние отечественной промышленности, как по объемам производства, так и по уровню конкурентоспособности ее продукции на международном рынке.
ВВП Армении чрезмерно мал по объему, даже для такой небольшой страны, как наша. Так что небольшой удельный вес в нем промышленности не может быть оправдан никакими «аргументами» и сравнениями. Это же суждение справедливо и для сельского хозяйства.
Альберт Хачатрян