ЕС сохранит осторожность в вопросе Карабаха — эксперт
27 января 2012, 09:59
Европейский союз продолжит занимать осторожную позицию в вопросе Нагорного Карабаха, считает директор Европейского Геополитического Форума (ЕГФ), политолог Марат Тертеров.
«ЕС не особенно склонен выступать посредником в кризисных ситуациях на Кавказе, включая Карабах», — сказал Тертеров агентству «Новости-Армения», в ходе он-лайн интервью в рамках проекта «Безопасность стран Южного Кавказа и НАТО».
В частности, по его словам, конфликт между Грузией и Россией в 2008 году был, скорее, «делом французской дипломатии на самом высоком уровне, которая, возможно, предотвратила вторжение российских войск в Тбилиси», несмотря на тот факт, что Грузия приветствовала вмешательство именно ЕС, а не Франции.
Тертеров напомнил также, что Питер Семнеби — бывший специальный представитель ЕС на Кавказе - ни разу не посетил Степанакерт в течение почти 5 лет своей службы, опасаясь, что Азербайджан воспримет это как знак признания Карабаха Европейским Союзом и нет никаких признаков того, что его преемник -Филипп Лефорт, может занять более активную позицию.
«Брюссель останется очень осторожным в вопросе Карабаха, и я не думаю, что опыт Косово с самоопределением будет применен в этом анклаве в скором будущем, если, конечно, США или кто-то еще того- же калибра не выступит инициатором процесса», — сказал Тертеров.
Он объяснил это тем, что Косово находится «гораздо ближе к дому» тех, кто принимает решения в ЕС по вопросам политики соседства и имеет отношение к политике и дипломатии в процессе рассмотрения кандидатуры Сербии в качестве члена ЕС.
«Европа стремится, по возможности, максимально ограничить масштабы политического кризиса, политической нестабильности и связанные с этим проблемы беженцев на собственном «заднем дворе», — сказал Тертеров.
«В этом контексте экс-Югославия гораздо больше соседствует с ЕС, чем Карабах, и Россия имеет гораздо меньше влияния на события на Балканах, чем на Кавказе», — отметил эксперт.
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.
Интервью экспертов, аналитиков и политических деятелей для журналистов Армении, Азербайджана и Грузии по актуальным вопросам международной политики и безопасности организовываются в рамках проекта “Безопасность стран Южного Кавказа и НАТО”.
Проект Исследовательского центра Регион (Армения) поддержан Департаментом публичной дипломатии штаб-квартиры НАТО (Брюссель).
ЕС сохранит осторожность в вопросе Карабаха — эксперт
Европейский союз продолжит занимать осторожную позицию в вопросе Нагорного Карабаха, считает директор Европейского Геополитического Форума (ЕГФ), политолог Марат Тертеров.
«ЕС не особенно склонен выступать посредником в кризисных ситуациях на Кавказе, включая Карабах», — сказал Тертеров агентству «Новости-Армения», в ходе он-лайн интервью в рамках проекта «Безопасность стран Южного Кавказа и НАТО».
В частности, по его словам, конфликт между Грузией и Россией в 2008 году был, скорее, «делом французской дипломатии на самом высоком уровне, которая, возможно, предотвратила вторжение российских войск в Тбилиси», несмотря на тот факт, что Грузия приветствовала вмешательство именно ЕС, а не Франции.
Тертеров напомнил также, что Питер Семнеби — бывший специальный представитель ЕС на Кавказе - ни разу не посетил Степанакерт в течение почти 5 лет своей службы, опасаясь, что Азербайджан воспримет это как знак признания Карабаха Европейским Союзом и нет никаких признаков того, что его преемник -Филипп Лефорт, может занять более активную позицию.
«Брюссель останется очень осторожным в вопросе Карабаха, и я не думаю, что опыт Косово с самоопределением будет применен в этом анклаве в скором будущем, если, конечно, США или кто-то еще того- же калибра не выступит инициатором процесса», — сказал Тертеров.
Он объяснил это тем, что Косово находится «гораздо ближе к дому» тех, кто принимает решения в ЕС по вопросам политики соседства и имеет отношение к политике и дипломатии в процессе рассмотрения кандидатуры Сербии в качестве члена ЕС.
«Европа стремится, по возможности, максимально ограничить масштабы политического кризиса, политической нестабильности и связанные с этим проблемы беженцев на собственном «заднем дворе», — сказал Тертеров.
«В этом контексте экс-Югославия гораздо больше соседствует с ЕС, чем Карабах, и Россия имеет гораздо меньше влияния на события на Балканах, чем на Кавказе», — отметил эксперт.
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.
Интервью экспертов, аналитиков и политических деятелей для журналистов Армении, Азербайджана и Грузии по актуальным вопросам международной политики и безопасности организовываются в рамках проекта “Безопасность стран Южного Кавказа и НАТО”.
Проект Исследовательского центра Регион (Армения) поддержан Департаментом публичной дипломатии штаб-квартиры НАТО (Брюссель).
Источник: АМИ «Новости-Армения»