NEWS.am приводит статью французского депутата Валери Буайе, автора законопроекта о криминализации отрицания геноцидов, в том числе Геноцида армян, которая опубликована на сайте «Nouvelles d’Arménie»:
«Национальное Собрание Франции 22 декабря приняло мой законопроект о криминализации отрицания геноцидов, признанных законом, в том числе Геноцида армян 1915 г. Этот вдохновленный европейским правом законопроект является первым шагом к транспозиции европейского решения, которое требует, в частности, криминализации отрицания преступлений геноцида. В 2013 г. невыполнение транспозиции приведет к финансовым санкциям. Настало время для Франции привести свое законодательство в соответствие с этим решением.
Это не мемориальный закон. Вопреки тому, во что корпоратистское лобби хочет заставить нас поверить, мой законопроект ни в коей мере не является мемориальным законом, который может помешать работе историков. Это просто закон, предусматривающий наказание для тех, кто ставит под сомнение на нашей территории существование геноцидов, которые мы признали законом, как это уже делается в отношении Холокоста. Он относится исключительно к уголовному пространству. Нет и речи о том, чтобы интерпретировать факты или принимать законы о прошлом. Речь идет о криминализации универсального преступления, что весьма актуально. Если историки выступают в качестве исследователей в области «исторической науки», они должны уважать научные процедуры, в том числе в публикациях. Однако они упускают из виду, что в науках отличают факты от интерпретаций. Факт существует либо нет, независимо от закона. Его существование подтверждается, когда факт установлен, мы не ставим его под сомнение. И во Франции это относится к Геноциду армян! Как в одной из своих статей отмечал Бернар-Анри Леви, не будем заблуждаться – «это отрицатели препятствуют, если ничего не изменится, работе историков. Это… их головокружительная и страшная ложь колеблет твердую почву, на которой, в принципе, должна утверждаться наука».
Реакции, которые последовали за голосованием в Национальном Собрании, прекрасно иллюстрируют, насколько широко отрицание распространено сегодня во Франции. По этой причине 500 тыс. французов армянского происхождения, проживающих во Франции, имеют право, как и евреи в связи с Холокостом, быть защищены на своей территории от ужасной пропаганды, которая чернит память их родителей, убитых или депортированных в 1915 г. Эти действия высмеивают память жертв Геноцида армян и усиливают боль французов армянского происхождения. Для них я требую со стороны республики защиты против этой невыносимой моральной агрессии.
Ибо в этом деле турецкие власти не уважают ничего, даже суверенитет Франции. Речь идет об очень серьезном вмешательстве во внутренние дела нашей республики – о размахивании разрывом дипломатических отношений или, еще хуже, ответными экономическими мерами против наших предприятий! Демократически избранное французское национальное представительство не принимает законы под угрозой какого-либо государства. Эти архаичные методы, аналогичные «дипломатии угрозы», не делают чести этой великой стране, какой должна была быть Турция, и укрепляют меня в моей решимости голосовать за этот текст, чтобы защитить наших граждан. Геноцид армян признан в России, Канаде, Аргентине, Италии, Швеции и даже в Германии! Его отрицание наказывается в Швейцарии и Словакии и в скором времени будет наказываться и во многих других государствах.
А потому, когда некоторые беспокоятся о «вечных коммерческих интересах… которые заставляют нас положить наш флаг и флаг прав человека в карман», как говорит Жиль Эрцог, я хочу их успокоить, напомнив, что даже при сильном росте Турция является членом ВТО и связана с ЕС соглашением о таможенном союзе. Эти два юридических обязательства включают недискриминационное отношение к компаниям ЕС под угрозой санкций.
Это не губительный для свободы закон… Во всех демократических странах свобода выражения мнений имеет свои пределы. Эти ограничения, как правило, используются для обеспечения гражданского мира, общественного порядка и общественной безопасности. Именно поэтому наказываются такие преступления, как клевета и оскорбление или призывы к убийству. А отрицание в частности — идеология, основной целью которой является оправдание преступлений и реабилитация политиков, которые привели к ним. В случае с Геноцидом армян, как и с Холокостом, ревизия или изучение хорошо известных и квалифицированных преступных деяний является только поводом для разжигания расовой ненависти. По словам Эли Визеля, «терпеть отрицание – значит убить жертвы во второй раз». Отрицать доказанные геноциды – значит продлить геноцидальный замысел до последующих поколений выживших и покушаться на их человеческое достоинство, фундаментальную ценность, защищаемую конституциями европейских государств, особенно во Франции. В связи с этим необходимо запретить законом отрицание, являющееся синтезом таких преступлений, как оскорбление, клевета и подстрекательство к ненависти, а это требует голосования в парламенте. Вспомним изречение Отца Анри Лакордера: «Между сильным и слабым… свобода угнетает, закон освобождает».
Это также не неконституционный закон! Парламент является единственным обладателем национального суверенитета на территории республики и имеет таким образом общую власть принятия решений, которая разрешает ему браться за любой вопрос, который он считает заслуживающим интереса, и возводить его в ранг национальной нормы. Вопреки тому, что утверждают некоторые, сфера закона не ограничивается статьей 34 Конституции, но распространяется на все ситуации, связанные с конституционной свободой, как, например, свобода выражения мнений – относительная и абсолютная, – когда есть необходимость устанавливать рамки. Только законодатель получил конституционную власть ограничивать свободу выражения мнений в случае злоупотреблений. Это предусмотрено в статье 11 Декларации прав человека и гражданина, которая имеет полное конституционное значение. Поэтому парламентарии не должны, принимая мой законопроект, бояться призрака Конституционного совета. Что касается историков, их свободе выражения мнений и исследований не угрожает эта уголовная мера, поскольку она нацелена только на оспаривание или доведенное до крайностей преуменьшение геноцида.
Это предвыборный закон? А какой закон не преследует избирательные цели? Нельзя отрицать, что этот законопроект появился в некотором предвыборном контексте. При этом мы должны спросить себя, что сегодня не связано с выборами? Не запрещено достойно представлять тех, кто вас избрал, даже если это французы армянского происхождения. Это роль депутата – представлять тех, кто дал ему мандат на то, чтобы голосовать и изменять законы. Если приближение выборов во Франции позволяет достичь республиканского консенсуса по этому вопросу, почему бы не воспользоваться этим? Не является ли Франция страной прав человека? Это было обещание кандидата Саркози и обязательство, которое президент республики взял на себя в ходе своей последней поездки в Армению, и я еще раз подтверждаю, что обещание было выполнено, несмотря на давление и неприемлемые угрозы со стороны Турции. Ради памяти 1,5 млн. армян, убитых или депортированных в 1915 г., а также ради их семей, я надеюсь, мы пойдем до конца и покажем, что Франция остается навсегда страной прав человека.