Армения может получить в Международном суде ООН рычаги и механизмы воздействия на Турцию в контексте открытия границы, сказал в субботу основатель и директор юридического офиса «И Эл Эл партнерство», адвокат и преподаватель Ереванского государственного университета Тарон Симонян.
Между Турцией и Арменией отсутствуют дипломатические отношения, граница между двумя странами закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары.
«Армения может выступить с инициативой, чтобы Генассамблея ООН с целью получения правового заключения обратилась в Международный суд по вопросу о том, нарушает ли закрытость границ между Арменией и Турцией международное право или другие региональные правовые нормы», — сказал Симонян в субботу в ходе конференции «Урегулирование закрытых границ в актуальной международной ситуации».
При этом он выразил мнение о том, что Международный суд должен дать положительное заключение по этому вопросу, после чего Армения получит больше возможностей в контексте решения этого вопроса с Турцией.
«Правовое заключение является серьезным юридическим механизмом и рычагом для решения этой проблемы», — сказал он.
Эксперт пояснил, что Армения и Турция являются членами ряда организаций экономического сотрудничества, которые определяют некий экономический режим для двух государств.
В связи с этим, по его словам, возникает вопрос, имеют ли право государства, являющиеся членами одной экономической структуры, и на которых распространяются общие правовые режимы, делать такие шаги, которые осуществляет сегодня Турция, в частности, держит закрытой границу с Арменией.
«Если государство берет на себя международные экономические обязательства в соответствии с международными договорами, оно, как минимум, должно, обеспечить открытость рынка в отношениях, связанных с другой страной, являющейся членом той же организации», — подчеркнул он.
В этом контексте Симонян привел пример ВТО, в которую входят Армения и Турция и которая применяет очень жесткие правовые механизмы и рычаги.
Однако Турция, по его словам, пользуется лазейкой в рамках Генерального соглашения ВТО по торговле услугами (подписано в Марракеше 15-го апреля 1994 года), в соответствии с которой если государство выражает желание не распространения правового режима ВТО на ее отношения с какой-либо другой страной-членом, то все договора Марракешского соглашения не распространяются на эти два государства.
«Это единственная проблема, связанная с ВТО, которая существует на сегодняшний день для Армении (в отношениях с Турцией)», — сказал он.
Говоря об Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), в которой Армения и Турция считаются сооснователями, Симонян сказал, что в этой структуре нет каких-либо оговорок регламента.
«Армения и Турция полностью взяли на себя правовой режим в ОЧЭС, а это предусматривает, что Турция должна не только обеспечить открытость границ, но и стимулировать экономическое сотрудничество и сформировать благоприятный рыночный режим в отношениях с Арменией», — сказал он.
Сложные отношения между Арменией и Турцией вызваны рядом обстоятельств, связанных, в частности, с поддержкой Анкарой азербайджанской позиции в карабахской проблеме и острой реакцией Турции на процесс международного признания Геноцида армян 1915 года в Османской империи.
Источник: АМИ «Новости-Армения»