Армянский публицист и общественный деятель Бакур Карапетян опубликовал открытое письмо президентам стран – сопредседателей Минской группы ОБСЕ. В письме говорится о незаконности требований Азербайджана о территориальной целостности.
Если право народа на самоопределение не вызывает вопросов, то требования о территориальной целостности, как представляется, лишены в данном случае правовой основы, отмечается в письме.
«В 1991 г. лидеры Азербайджанской Республики заявили, что нынешнее государство – законный наследник Азербайджанской Демократической Республики 1918 — 1920 гг. Однако она не была признана ни Англией, которая в 1919 г. ввела свои войска в эту самопровозглашенную страну, ни своей основательницей Турцией, ни каким-либо государством Антанты. Следовательно, любые документы внутреннего пользования, которые имели хождение в АДР и в которых описывались предполагаемые границы этой страны, не могут обладать нормативными свойствами международного права. Непризнанная, незаконная страна с помощью турецкой армии аннексировала восточную часть Республики Армения – Нагорный Карабах – и пыталась с помощью Красной армии Советской России захватить также южную ее часть – Сюник, что не удалось из-за противодействия местного населения. Таким образом, насильственная передача Нагорного Карабаха стране с никем не признанными границами есть нарушение международного права. По воле лидеров Советского Союза в 1923 г. армянский Арцах повторно в директивном порядке решением партии был присоединен к Советскому Азербайджану. При этом северная и западная части Арцаха остались вне состава автономии. В основе подобного выбора кремлевских руководителей лежала бакинская нефть. В 1920 – 1940-ые гг. Нагорный Карабах, называясь автономией, пребывал в Советском Азербайджане в статусе обычного района и только после многочисленных протестов, жалоб и давления на Кремль получил статус автономной области.
Многоуважаемые господа президенты, прошу вас, решая судьбу Нагорного Карабаха и его народа, непременно принять во внимание это обстоятельство», — говорится в письме.