NEWS.am представляет интервью с депутатом Госдумы России от правящей партии «Единая Россия», публицистом и политологом Сергеем Марковым:
Перечислите наиболее важные события 2011 года?
Первым наиболее важным событием 2011 года стало арабское пробуждение, так называемая «арабская весна», которая, как известно, вылилась в череду революций в ряде стран. Произошло свержение авторитарных режимов при поддержке Запада, и это лишь первый этап.
Какими будут последующие этапы?
Второй этап – это исламисты, которые по очереди придут к власти в этих странах. Сейчас в мусульманском мире есть трения между различными течениями – суннитами, шиитами, в каждой стране, в которой «расцвела» арабская весна, за власть грызутся множество группировок. Третий – превращение исламистов, дорвавшихся до власти, в исламских эмпиристов, которые возьмутся за объединение арабского мира во что-то одно большое.
Что еще можно считать ключевыми событиями минувшего года?
Конечно, здесь не обойтись без второй волны мирового финансово-экономического кризиса, которая все поднималась, поднималась, да так и не поднялась. Финансовый кризис в странах ЕС обернулся политическим, но мне кажется, что Евросоюз преодолеет его и превратится в гораздо более стойкую структуру, чем прежде. В частности, политические институты Евросоюза окрепнут, будет создано нечто вроде полуфедерации.
Как Вы оцениваете развитие отношений между Россией и Западом в прошедшем году? Многие говорят о провале перезагрузки Москва-Вашингтон.
Перезагрузка полностью выполнила свою функцию. Смысл всего этого процесса заключался в уходе от нелепых, глупых противоречий, созданных администрацией прежнего президента США Джорджа Буша. Нынешний президент США Барак Обама отчасти решил эти проблемы. Во-первых, он дал понять грузинскому лидеру Михаилу Саакашвили, что ему больше «не позволены» различные военные авантюры. Во-вторых, при Обаме США отказались от грубого вмешательства в дела Украины. Какое-то влияние Вашингтона на Киев, безусловно, есть, но грубого вмешательства нет. Что касается отношений России и НАТО, то тут все просто: бомбежки Ливии Североатлантическим Альянсом показали, что когда нужно решить политическую задачу, эта структура не собирается ограничиваться международным правом, договоренностями и прочими «формальностями». России дали это понять, Россия будет иметь это в виду.
Охарактеризуйте, пожалуйста, каким был 2011 год для Южного Кавказа?
Самое важное, что на Южном Кавказе этот год выдался мирным. Во всех трех республиках, Армении, Грузии и Азербайджане, власти укрепили свои позиции. Кризис в Еврозоне сыграл важную политическую роль в регионе, так как несколько отвлек внимание Запада, тот стал меньше вмешиваться, что позволило странам региона вести в некоторой мере более самостоятельную политику. Запад продолжит уменьшать свое влияние на регион, который не имеет для него жизненно важного значения. Это позволило России активно продолжить тенденцию наращивания своего присутствия в близлежащих регионах, в том числе на Южном и Северном Кавказе.
В 2011 году резко возросла напряженность на линии соприкосновения Вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. Чем это обусловлено и к чему может привести?
Рост напряженности обусловлен наличием базового противоречия между конфликтующими сторонами. Баку постоянно наращивает свой потенциал, меняет соотношение сил в свою пользу, тогда как существующая модель карабахского урегулирования фиксирует превосходство Армении. Однако у Баку завязаны руки, поскольку военное решение подорвет залог дальнейшего наращивания потенциала – экономику, а политическое урегулирование в пользу Баку невозможно из-за мощного влияния армян в странах, задействованных в процессе, возьмем хотя бы те же страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ – Россию, Францию и США. Баку удалось изменить соотношение сил в свою пользу, но пользы от этого никакой – этим и обусловлен рост напряженности.
К чему может привести этот рост напряженности?
Вот посмотрите: конфликты Абхазии и Южной Осетии успешно разрешились в пользу независимости этих государств, приднестровский конфликт находится в более или менее стабильном состоянии. Нагорно-карабахский в этом плане развивается по третьему пути – он движется к размораживанию. Возможна эскалация конфликта. Международное сообщество, конечно, приложит все усилия, чтобы «погасить» его, но сколько продлится активная фаза, сколько за это время людей убьют и так далее – все это сейчас слишком сложно прогнозировать.
Вы верите в Деда Мороза, г-н Марков?
Конечно, ведь я и есть Дед Мороз.
А что бы Вы попросили у других Дедов Морозов на Новый год?
Здоровья – это раз. Во-вторых, чтобы в России всегда была умная власть и умная оппозиция.
Беседу вел Эмиль Бабаян