В докладе «Doing Business-2012» («Ведение бизнеса»), составленном Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией, приводятся страны, в которых больше всех улучшились условия для ведения бизнеса. Отметим, что в этом рейтинге Армения заняла 55-ое место, улучшив свои позиции, поскольку в предыдущем рейтинге она была на 61-ом месте.
В докладе, в частности, отмечается:
«Экономики, которые улучшились больше всех в плане благоприятных условий для ведения бизнеса в 2010/2011 гг., а улучшения происходили в 3 или более сферах регулирования, оцененных «Doing Business», – это Марокко, Молдова, Македония, Сан-Томе и Принсипи, Латвия, Кабо-Верде, Сьерра- Леоне, Бурунди, Соломоновы Острова, Корея, Армения и Колумбия».
Аналитики объясняют, какую методологию они используют:
«В оценке экономик в «Doing Business-2012», которые улучшились больше всех в 3 или более сферах в 2010/2011 гг., используется простой метод расчета того, какие страны улучшились больше всех в плане благоприятных условий для ведения бизнеса. Во-первых, выбираются экономики, которые в 2010/2011 реализовали нормативно-правовые реформы, упростившие ведение бизнеса в 3 или более сферах из 10 тем, включенных в рейтинг. Тридцать экономик соответствует этому критерию: Армения, Буркина-Фасо, Бурунди, Кабо-Верде, Центральноафриканская Республика, Чили, Колумбия, Демократическая Республика Конго, Кот-д`Ивуар, Гамбия, Грузия, Корея, Латвия, Либерия, Македония, Мексика, Молдова, Черногория, Марокко, Никарагуа, Оман, Перу, Россия, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сьерра-Леоне, Словения, Соломоновы Острова, Южная Африка и Украина. Во-вторых, «Doing Business» выстраивает эти страны по увеличению позиций по степени благоприятности условий для ведения бизнеса по сравнению с предыдущим годом, используя сопоставимые рейтинги».
В докладе отмечается, что Армения произвела реформы в следующих сферах:
✔ Создание предприятия
Армения сделала открытие бизнеса проще путем создания единого окна, которое объединило процедуры резервирования названия, регистрации предприятия и получения идентификационного номера налогоплательщика, а также путем разрешения онлайн-регистрации компаний.
✔ Получение разрешений на строительство
Армения упростила получение разрешений на строительство, устранив требование о получении экологической экспертизы для небольших проектов.
✔ Получение кредита
Армения улучшила свою кредитную информационную систему путем введения требования для сбора и распространения информации от коммунальных предприятий.
✔ Налогообложение
Армения сделала соблюдение налогового законодательства легче для предприятий за счет сокращения количества платежей по социальному страхованию, налога на корпоративные доходы, имущественного и земельного налогов, а также путем введения обязательной электронной подачи заявок и оплаты по основным видам налогов.
✔ Ликвидация предприятий
Армения внесла поправки в закон о банкротстве, чтобы разъяснить порядок назначения арбитражных управляющих, уменьшить время обработки банкротства и урегулировать продажу активов на аукционе.
В анализе приводятся конкретные данные по Армении, касающиеся каждый сферы:
✔ Создание предприятия (место) 10
Процедуры (количество) 3
Время (в днях) 8
Стоимость (% от дохода на душу населения) 2,9
Минимальный капитал (% от дохода на душу населения) 0,0
✔ Получение разрешений на строительство (место) 57
Процедуры (количество) 18
Время (в днях) 79
Стоимость (% от дохода на душу населения) 57,1
Получение электроэнергии (место) 150
Процедуры (количество) 6
Время (в днях) 242
Стоимость (% от дохода на душу населения) 257,8
Регистрация собственности (место) 5
Процедуры (количество) 3
Время (в днях) 7
Стоимость (% от стоимости недвижимости) 0,3
✔ Получение кредита (место) 40
Индекс действенности юридических прав (0-10) 6
Индекс глубины кредитной информации (0-6) 6
Охват государственного кредитного реестра (% взрослого населения) 23,7
Охват частного бюро кредитной информации (% взрослого населения) 46,6
Защита инвесторов (место) 97
Индекс раскрытия информации (0-10) 5
Индекс ответственности директоров (0-10) 2
Индекс благоприятности условий для судебного преследования руководителей компании акционерами (0-10) 8
Индекс уровня защиты прав и интересов инвесторов (0-10) 5.0
✔ Налогообложение (место) 153
Выплаты (количество в год) 34
Время (часов в год) 500
Общая налоговая ставка (% от прибыли) 40,9
Международная торговля (место) 104
Документы для экспорта (количество) 5
Время на экспорт (в днях) 13
Стоимость экспорта ($ за контейнер) 1815
Документы на импорт (количество) 8
Время на импорт (в днях) 18
Стоимость импорта ($ за контейнер) 2195
Обеспечение исполнения контрактов (место) 91
Процедуры (количество) 49
Время (в днях) 440
Затраты (% от суммы иска) 19,0
✔ Ликвидация предприятий (место) 62
Время (в годах) 1,9
Затраты (% от имущества) 4
Коэффициент взыскания (центы на доллар) 40,3
В докладе приводятся также оценки и данные, касающиеся найма рабочей силы и трудовых отношений в Армении:
Индекс трудности найма |
Запрещено ли заключать контракты с фиксированным сроком для выполнения постоянных задач? |
Да |
Максимальная совокупная продолжительность контрактов с фиксированным сроком |
Нет ограничений |
|
Минимальная заработная плата |
88,1 |
|
Отношение минимальной заработной платы к средней добавленной стоимости на одного работника |
0,23 |
|
Индекс негибкости рабочего времени |
Разрешена ли 50-часовая рабочая неделя? |
Да |
Максимальные рабочие дни в неделю |
6 |
|
Надбавка за работу в ночное время (% от почасовой оплаты) |
30 |
|
Надбавка за работу в еженедельные выходные дни (% от почасовой оплаты) |
100 |
|
Существуют ли значительные ограничения на работу в ночное время? |
Нет |
|
Существуют ли значительные ограничения на работу в еженедельные выходные дни |
Нет |
|
Ежегодный оплачиваемый отпуск (рабочие дни) |
20,0 |
|
Индекс трудности сокращения кадров |
Разрешается ли законом считать излишек рабочей силы основанием для увольнения работников? |
Да |
Обязан ли работодатель уведомлять третью сторону, чтобы уволить 1 лишнего работника? |
Нет |
|
Обязан ли работодатель получать разрешение третьей стороны, чтобы уволить 1 лишнего работника? |
Нет |
|
Обязан ли работодатель уведомлять третью сторону, чтобы уволить группу из 9 лишних работников |
Нет |
|
Обязан ли работодатель Получать разрешение третьей стороны, чтобы уволить группу из 9 лишних работников |
Нет |
|
Перевод на другую работу или переподготовка? |
Да |
|
Действуют ли правила очередности в случае увольнения в связи с сокращением штата |
Нет |
|
Действуют ли правила очередности в случае получения повторного принятия на работу после увольнения |
Нет |
|
Издержки сокращения штата |
Период уведомления при увольнении лишнего работника (недели заработной платы) |
6,0 |
Выходные пособия при увольнении лишнего работника (недели заработной платы) |
5,0 |