Комитет по государственным доходам обнародовал информацию о внешнеторговом обороте за прошлый год, а также данные об импорте автомобилей за период с 2001 года по 2010 год.
В прошлом году в Армению было завезено немногим менее 20,3 тыс. автомобилей, из коих около 17 тыс. легковых автомобилей (или же примерно 84% от общего количества). В число легковых автомобилей включены также грузовые автофургоны, доля которых в общем объеме импорта не столь уж значима.
Отметим, что пик импорта автомобилей за обследуемый период пришелся на «докризисный» для Армении 2008 год, когда было завезено почти 42 тыс. машин. В «кризисном» же 2009 году импорт автомобилей сократился аж на 24,6 тыс. единиц (или же в 2,4 раза), составив менее 17,3 тыс. единиц. Если взять за базу 2001 год, то в 2008 году количество импортированных в Армению автомобилей увеличилось в 7,2 раза, а вот для 2010 года темп роста составил лишь менее 3,5 раза.
Интерес представляет дифференциация импортированных автомобилей по их таможенной стоимости. Правда, необходимо сделать скидку на недобросовестность «отдельных» импортеров, по понятным причинам указывающим в декларациях низкие цены. В этих случаях таможня практикует определение таможенной стоимости, исходя из действующих в стране рыночных цен.
Так как за прошедшие десять лет таможенное администрирование усовершенствовалось, базовые данные в определенной степени не сравнимы с показателями последних лет. Однако, за неимением иной информации, приходится оперировать предоставленной Комитетом по госдоходам информацией.
Структура импорта автомобилей по таможенной стоимости за десять лет претерпела следующие изменения: удельный вес моделей по цене свыше $30 тыс. с 0,7% повысилась до 5,7%. Одновременно доля автомобилей таможенной стоимостью меньше $5 тыс. с 84,1% сократилась до 45,0%.
Насколько эти данные соответствуют реальной картине структурных сдвигов, можно лишь гадать. Однако тенденция все же налицо – сдвиг спроса покупателей, из числа населения, а также государственных органов и коммерческих организаций, в сторону дорогих по цене автомобилей. Данный отрадный факт свидетельствует как о росте благосостояния народа (а точнее – обеспеченных его слоев), так и расширении возможностей государственного бюджета по «автомобилизации» чиновников, а также процветании отечественного бизнеса.
В принципе термин «иномарка» распространяется на все автомобили, так как собственного производства в Армении пока что не имеется. Однако местные потребители, по стародавней привычке, обычно разделяют модели на «российские» и собственно «иномарки». Предпочтение покупателей, естественно, оказывается иномаркам (в подавляющем большинстве своем, увы, поддержанных…), в силу престижности иностранных фирм, а также лучших, по сравнению с российскими, технико-эксплуатационных качеств.
Если в 2001 году удельный вес моделей российского производства в общем количестве импортированных автомобилей составлял ровно 59%, то к 2010 году этот показатель скатился до символических 9%. В то время, как общий завоз автомобилей за указанный период увеличился, как указывалось выше, в 3,5 раза, по моделям российского производства зафиксирован прямо противоположный результат – спад в 1,9 раза, с 3,4 тыс. единиц в 2001 году до 1,8 тыс. единиц в 2010 году.
Импорт автомобилей, в частности, легковых, одна из важнейших статей внешнеторгового оборота Армении. По данным за прошлый год, в списке товаров, имеющих крупную долю в импорте, собственно легковые автомобили занимали престижное третье место (с показателем в $155,7 млн.), уступая в этом отношении лишь таким «мощнейшим» товарам, как природный газ и нефтепродукты. Кстати, последние, в виде бензина и дизтоплива, как раз и являются итогом тотальной автомобилизации республики…
Показателям по линии автомобилей, конечно, можно возрадоваться, если не одно обстоятельство. Подавляющая часть импортированных машин пополнила парк автомобилей столицы республики, создав тем самым тяжелые проблемы для дорожного движения в городе. К тому же надо учесть, что большинство импортируемых «иномарок», будучи поддержанными, причем с солидным сроком эксплуатации, вовсю загрязняют воздушный бассейн столицы…
Однако покупательский спрос настолько активен, что импорт автомобилей уже долгие годы является довольно-таки прибыльным бизнесом в стране. Импортеров не отпугивают даже высокие «законные» платежи на таможне, которые, к примеру, в прошлом году составили в среднем за единицу 1,14 млн. драмов (в эквиваленте – $3,1 тыс.).
Альберт Хачатрян