Армянская компания «Высоковольтные электросети» и бельгийская «Юнит» в сентябре 2008 г. подписали договор об экспорте электроэнергии в Турцию. По предварительной договоренности, экспорт должен был составлять 1,5 млрд. кВтч в год.
Прошло около 2,5 лет, однако пока ни одного киловатта не было экспортировано. В течение этого времени звучали только громкие обещания министра энергетики и природных ресурсов Армении Армена Мовсисяна, которые и гроша не стоят. В 2008 г. он заверял всех, что экспорт электроэнергии начнется в апреле 2009 г., а когда этот срок прошел, он пообещал реализовать это со второго квартала 2010 г. При этом А. Мовсисян заверял всех, что многие турецкие компании заинтересованы армянской электроэнергией, остается только выбрать из них.
Однако уже идет 2011 год, и нет никакой ясности в отношении сроков экспорта. Министр энергетики за провал этой программы, по его мнению, имеет неоспоримое алиби – сложный армяно-турецкий политический процесс. Однако это алиби не такое уж «неоспоримое». Турецкая пресса уже намекнула на то, что армянская сторона не проявила достаточно такта и, минуя министра энергетики Турции, достигла договоренности непосредственно с частной компанией. И это при том, что с армянской стороны договор подписала государственная компания. После этого министр энергетики Турции Танер Йылдыз просто тянул время с предоставлением лицензии «Юнит» и ничего не сделал для ремонта электролиний и подстанций.
В конце концов, история оставила немало фактов, когда начиналось сотрудничество даже между враждующими странами. Вспомним хотя бы находчивость Израиля, когда он организовал экспорт в арабские страны даже в самые острые моменты арабо-израильских конфликтов. Или же армяно-азербайджанский экономический «флирт» в Садахло в кипящий период карабахской войны. Между Арменией и Турцией в настоящее время нет военного положения, а холодные дипломатические отношения в этих случаях не считаются непреодолимым препятствием. Наша проблема не столько в политических процессах, сколько в недостатке организаторских навыков.
Между тем Армения продолжает увеличивать энергетические мощности. В апреле прошлого года был запущен энергоблок Ереванской ТЭЦ с парогазовым циклом совокупной установленной мощностью 271,7 МВт, а в этом году «АрмРосгазпром» планирует сдать в эксплуатацию 5-й энергоблок Разданской ТЭЦ («Раздан-5»), установленная мощность которого составляет 480 МВт.
Правда, есть договоренности о поставках в Иран, однако они не могут решить проблемы излишка электроэнергии. Не следует забывать, что для строительства Ереванской ТЭЦ у Японии в кредит взяли 250 млн. долларов, а прямые инвестиции «Газпрома» в «Раздан-5» составляют около 180 млн. долларов. Кроме того, немецкий банк KfW выразил готовность финансировать строительство линии электропередачи Армения – Грузия с напряжением 400 кВ, что даст возможность при необходимости экспортировать электроэнергию в Грузию или через Грузию в другие страны. Однако пассивная политика Министерства энергетики ставит под удар эффективность этих инвестиций.
Провал экспорта электроэнергии из Армении – не единственное упущение Министерства энергетики и природных ресурсов. Ко всему этому можно прибавить неудавшуюся сделку по «Наириту», безнадежное состояние ванадзорского «Химпрома». Видимо, только в Министерстве энергетики Армении могли решить передать самое крупное предприятие республики, «Наирит», какой-то неизвестной оффшорной компании. В результате до сих пор тысячи людей не выходят из простоя. Министерство энергетики, выступая как управляющий государственной долей в «Наирите», так и не смогло обязать компании к реализации какой-либо действенной программы.
Не следует забывать, что армянские железорудные месторождения тоже были проданы через оффшорную компанию.
Наверное, экспорт электроэнергии из Армении в Турцию тоже нужно передать какой-нибудь оффшорной компании, а то Министерство энергетики вряд ли сдвинет с места это дело.
Армен Геворкян