Широко известна народная пословица: «левая рука не знает, что делает правая», корнями уходящая в Библию, в Евангелие от Матфея. Правда, в Библии смысл был несколько иной, а вот в пословице приобрел иронический характер. В том смысле, когда говорят одно, а делают прямо противоположное.
Эта пословица как нельзя лучше характеризует действия властей в сфере экономики. С одной стороны, много говорится о необходимости содействия государства развитию отечественной экономики, с другой стороны, нередко принимаются решения, тормозящие это развитие. Недавний пример такой двойственной политики связан с введением с 1 января нового года акцизного налога на моторное масло, с кодом ԱՏԳ ԱԱ 271019810.
По этим товарам будет применяться акцизный налог в размере 10% от таможенной стоимости, но не менее 400 драмов за 1 килограмм. Масло, как известно, легче воды, поэтому 1 килограмм машинного масла равен 0,91 литра. То есть в переводе на привычные для масла объемные показатели акциз составляет около 10,1%.
Вроде бы обычное решение… Но оно таит в себе немало подводных рифов. В беседе со специалистами выяснились следующие немаловажные обстоятельства. В классификаторе «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества независимых государств» (ТН ВЭД СНГ), под упомянутым выше кодом, помимо сугубо моторного масла, находятся также компрессорное и турбинное смазочные масла.
Последние два вида масел используются в энергетике и промышленности. То есть наши законодатели, порядком не вникнув в классификацию, единым махом приняли законодательный акт, которым под акциз, помимо самого моторного масла, попали масла, используемые для чисто производственных целей. Отсюда, в себестоимости промышленных товаров неминуемо возрастут расходы на указанные виды масел.
Вызывает недоумение специалистов также формулировка акциза. Дело в том, что в Армению в основном импортируются сравнительно дешевые масла из соседнего Ирана, а также ряда стран СНГ. Таможенная цена этих масел находится ориентировочно в диапазоне от 500 до 1750 драмов за килограмм, то есть 10% акциза по ним составляет 50-175 драмов. Так как эта величина меньше указанного минимума в 400 драмов, по ним будет применяться именно этот механизм удержания налога. В результате акцизный налог составит уже не 10%, а несравненно больше.
Дорогостоящие виды машинного масла ввозятся в Армению из европейских стран, Японии, и других государств. Но и по ним расчетная величина акциза составляет менее 400 драмов, так как таможенная стоимость этих «дорогих» масел, как правило, не превышает 4 тыс. драмов за килограмм. Получается, что все виды масел под указанным выше кодом в тотальном порядке будут облагаться акцизом в размере 400 драмов за килограмм.
С экономической точки зрения это означает, что заинтересованность в ввозе доступных по ценам моторных масел резко снижается, каковое обстоятельство приведет к росту их розничных цен. То есть рыночная цена масел возрастет вдвойне: как за счет самого акциза, так и по причине ввоза более дорогостоящих его марок.
Между тем «дешевые» по ценам моторные масла приобретают для своих личных автомобилей не олигархи, а рядовые граждане, владельцы «жигуленков» и прочей не престижной техники. Что особенно важно, подорожание моторного масла бьет по интересам и фермеров.
Не секрет, что наш «средний», то есть не «богатый», фермер и без того много средств тратит на сельскохозяйственную технику. Доход же его, среднего фермера, в год составляет в эквиваленте около $4 тыс. То есть практически мизер (около $10 в сутки), если эту сумму распределить на 365 дней календарного года.
Ситуация усугубляется тем фактом, что наличная сельскохозяйственная техника в подавляющем большинстве своем физически устарела. То есть при эксплуатации потребляет неимоверное количество как топлива, так и моторного масла. С этой точки зрения, введение акцизного налога на моторное масло приведет к неадекватному росту расходов фермеров, а отсюда, еще более ухудшит их, фермеров, финансовое состояние.
Помимо этих проблем, специалисты не исключают и коррупционные риски в таможенной сфере. Ведь другие виды используемых в промышленности масел не облагаются акцизом. Эта лазейка может подтолкнуть предпринимателей на ввоз моторного масла под другими кодами, с целью уклонения от уплаты акцизного налога. А таковое возможно при обоюдном согласии импортеров с таможенниками…
Альберт Хачатрян