Программы по развитию армяно-турецких контактов более чем на 75% финансируются международными структурами. Об этом говорится в книге «Два десятилетия наведения мостов: анализ турецко-армянских гражданских инициатив», которую подготовили турецкие аналитики Бурчу Гюльтекин-Пуншманн (центр TEPAV) и Эзра Чухадар (университет Билькент).
Хотя на официальном уровне переговоры между Арменией и Турцией велись лишь эпизодически, неформальные контакты НПО, журналистов, бизнесменов шли более или менее непрерывно. В 1995 — 2010 гг. было реализовано 64 проекта по армяно-турецкому диалогу. При этом локальные структуры профинансировали их лишь на 17,5%, причем большинство из них – в Турции.
Сложность процедур для заявок на гранты делает более существенным умение правильно составить грантовую заявку, нежели выступить с эффективной инициативой. В результате участники программ остаются, как правило, одни и те же. Кроме того, формат для заявок не локализуется с учетом местных особенностей. «Адаптация универсальных форматов, способность прислушаться к местным НПО во многом поможет успеху», – считают авторы.
Кроме того, основные участники проектов представляют Ереван и Стамбул. Доступ к финансированию и партнерским контактам открывает английский язык, в то время как в провинции, включая приграничные регионы (которых, в первую очередь, и касается открытие границы), им владеют слабо. В отличие от грантовых программ, участники естественных контактов – шоферы, торговцы и др. – используют не английский, а смесь турецкого, армянского и русского. В этих областях рекомендуется подключить к участию гражданский сектор.
Что касается международных программ, то какие бы ни высказывались идеи за круглыми столами, в обществе их предпочитают не пропагандировать. Есть убеждение, что общественное давление – даже совместное, турецко-армянское – мало повлияет на политиков. Кроме того, выступать за подобные идеи считается непопулярным из-за чувствительности темы. «Пропаганда этих идей гражданским обществом в политических кругах, похоже, полностью отсутствует, прямых контактов с ними не налажено. Открытые обсуждения на эту тему считаются слишком рискованными, и ведут их очень немногие», – отмечается в книге. Вопросы диалога предпочитают не затрагивать и стамбульские армяне, выражая интерес к более нейтральным темам – по культуре, а также демократизации Турции. «Политические и экономические проблемы затрагиваются неохотно. Очевидно, это является результатом убеждения: «Если это делают турки, с ними ничего не случится, но мы, армяне, можем попасть в неприятности». Тем не менее, их участие в проектах является важным и нуждается в стимулировании. Однако оно напрямую зависит от уровня демократизации общества.