Бюджет Армении 2012 года станет более расширительным для экономики – интервью

Интервью министра финансов Армении Ваче Габриеляна агентству NEWS.am:

В 2012 году в госбюджете предусмотрен социальный пакет. Какие группы госслужащих и в каком объеме им воспользуются?

Социальный пакет предназначен для гражданских и государственных служащих, а также работников образования, культуры и социальной защиты. Исключение составляют Центральный банк, а также мэрия Еревана и органы местного самоуправления. Пакет не распространяется на высокопоставленных должностных лиц и сотрудников технического обслуживания.

Из госорганизаций образования, культуры и соцзащиты в пакет включены общеобразовательные и специальные школы, профтехучилища, библиотеки, музеи, дома культуры, театры, дома-интернаты для детей и престарелых, дневные центры ухода за детьми. Список этих учреждений обозначен  достаточно ясно и доступен обществу.

С этого года около 120 тысяч сотрудников, независимо от должности и оклада, в равном объеме – примерно 132 тысячи драмов в год – смогут  пользоваться рядом социальных услуг. Сюда входят медицинское страхование, погашение ипотечного кредита, плата за образование и организация отдыха на территории Армении и Нагорного Карабаха.

Чем вы объясняете, что в бюджете постоянно формируется остаток неиспользованных средств? Является ли это упущением в планировании?

Годовая сумма бюджетных расходов является максимальной. Естественно, из предусмотренных расходов возможны сбережения. Что касается доходов, то их заданный объем имеет скорее ориентировочную величину, поэтому по результатам года тоже может превышать плановый показатель. Из-за этого в начале года могут образоваться свободные средства.

При выполнении госбюджета Правительство постоянно придерживается принципа максимально эффективного и экономного расходования средств. В частности, в сфере социального обеспечения, благодаря повышению целевого расходования и адресности затрат, в 2011 году фактические расходы составили на 5% меньше запланированных. Эффективность бюджетного расходования также находится в центре внимания Правительства, и кабинет министров проводит здесь постоянные усовершенствования.

Кроме того, не использование в течение года средств может быть обусловлено сезонностью. Даже если предусмотренные законом о бюджете показатели будут выполнены на 100%, отдельные входящие и исходящие суммы имеют свой порядок управления. Они не могут быть полностью равномерно распределены по дням, поэтому для выполнения расходов и обязательств  в течение года необходимо иметь в наличии определенную сумму на бюджетном счету.

Можно ли считать, что в 2012 году госбюджет имеет более сдерживающий характер и не содержит элементов стимулирования экономики?

По оценкам итогов 2011 года дефицит госбюджета к ВВП будет находиться в районе 3%. Этого удалось достичь консервативной налогово-бюджетной политикой. Она помогла Центральному банку снизить высокую инфляцию, перешедшую с прошлого года, ликвидация которой считалась сверхзадачей. Консервативный характер налогово-бюджетной политики был выражен не в намеренном сокращении расходов, а в повышении их адресного и целевого использования. С этой целью Правительство придерживалось осторожной и дальновидной расходной политики, благодаря которой были сформированы сбережения. В 2012 году дефицит бюджета запланирован на уровне 3,1% ВВП, что означает, что в сравнении с прошлым годом бюджет будет иметь на экономику не сдерживающее, а немного более расширительное влияние. Бюджет был запланирован для разумного совмещения важнейших целей налогово-бюджетной политики: с одной стороны, мы постепенно снижаем бюджетный дефицит, планируя его с учетом госдолга, с другой стороны, содействуем восстановлению экономики, стимулируя предложение.

Нужно также отметить, что в 2012 году будут продолжены уже начатые программы по стимулированию экономики, улучшению бизнес-климата, содействию реальному сектору, развитию инфраструктур наукоемкой экономики и, в целом, повышению диверсификации экономики и расширению экспортного сектора. В качестве приоритета будет рассматриваться ориентированная на экспорт промышленная политика.

Как вы оцениваете возможность развала еврозоны?

Оценки о возможном развале зоны евро нереалистичны. В настоящее время озабоченность и риски, связанные с европейскими странами, сохраняются, учитывая замедление темпов экономического роста этих стран, а вовсе не развал еврозоны. А экономика Армении, как небольшая и открытая, очень чувствительна к мировым процессам. Влияние возможных сценариев в странах еврозоны мы отразили и в бюджетном послании на 2012 год. В частности, было отмечено, что замедление роста в этих странах приведет к некоторому замедлению темпов экспорта из Армении и углублению внешнего дисбаланса.

Беседовал Самвел Авакян

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.