Большинство наших и иностранных аналитиков считает, что угроза размораживания карабахского конфликта, возобновления его военной фазы существует. Об этом в интервью «Вестнику Кавказа» заявил член научного совета Московского центра Карнеги Андрей Рябов, добавив, что проявление рациональности и твердости в позициях сверхдержав, в первую очередь России, позволит удерживать его в замороженном состоянии еще достаточно долгое время, несмотря на стремление сторон изменить военный баланс.
«Мне кажется, что сегодня все, в первую очередь сами стороны конфликта, прекрасно понимают, что еще один конфликт на Большом Ближнем Востоке, как называют этот регион американцы, будет чреват чрезвычайно тяжелыми последствиями, причем для самого широкого круга государств, а не только для стран Южного Кавказа. Говоря это, в первую очередь, я имею в виду угрозы реализации российских интересов в Армении и Азербайджане, принимая во внимание, что с Грузией сегодня все более или менее понятно. Возобновление боевых действий вокруг карабахского конфликта, несомненно, станет самым большим ударом для интересов Москвы на Южном Кавказе», — отметил Рябов.
По мнению эксперта, это крайне актуально, учитывая, что Россия сегодня сочетает тесные геополитические связи с Арменией со своими энергетическими интересами, в которых Азербайджан как транзитная и нефтедобывающая страна играет огромную роль. На сегодняшний день весь этот комплекс проблем все более и более актуализируется для России, учитывая, что договориться по вопросу транзита энергоресурсов с западными партнерами через Южный Кавказ никак не удается. Последним свидетельством этого стал фактический отказ Турции от участия в российском проекте «Южный поток».
Рябов также отметил, что возобновление боевых действий вокруг Карабаха, о чем с легкостью говорят некоторые, связано с таким количеством глобальных и геополитических рисков, которые даже невозможно просчитать: «Поэтому, как мне кажется, и в интересах США, и в интересах Франции сохранение статус-кво должно стоять на первом месте. Понятно, что в подобной ситуации статус-кво не может сохраняться вечно, но из текущих решений он безальтернативен. И именно в этом плане резко улучшилось за последние несколько лет взаимодействие между Европой, США и Россией, в рамках которого в разных форматах нашей стране не мешают проявлять активность для поддержания мира. Именно на этих факторах у меня складывается ощущение, что в последние годы в США и Европе осознали то, что у России все же есть эксклюзивные возможности для поддержания мира в регионе».