Не дышать – лишь бы поддержать дыхание: интервью о бюджете Армении

В интервью NEWS.am парламентарий от АРФ Дашнакцутюн, зампредседателя Комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам Арцвик Минасян говорит о необходимости программного бюджетирования. Основное различие от нынешнего: министерства должны запрашивать средства из бюджета не «лишь бы», а «для». А год спустя нужно показать и результаты этого «для»…

Можно ли предусмотреть в бюджете иные защитные механизмы против вероятного подорожания газа, помимо социальных расходов?

Мне кажется, политика расходной части бюджета 2012 г. в целом не отличается от 2011 г., кроме увеличения на 41 млрд. драмов (около $106 млн. – ред.), большая часть которых направлена на социальную сферу. В частности, 18 млрд. – в виде социального пакета, 16 млрд. – на повышение пенсий и пособий. Остальные расходы направлены на здравоохранение и другие области.   

В целом бюджет 2012 г., по-моему, не учитывает возможные инфляционные сценарии. Рост доходов в значительной степени спрогнозирован с учетом инфляции, но как инфляция повлияет на расходы, не учтено.

Судя по бюджетному посланию, серьезных изменений не ожидается и по соотношению прямых и непрямых налогов…

Послание ставит амбициозные цели, которые, видимо, не соответствуют закладывающимся под них финансовым потокам. Его задача — не только анализ перспектив экономики, но и ретроспектива: оценка эффективности истраченных средств. Без такой оценки, как сейчас, бюджет становится простой приходо-расходной книгой. Поэтому очень важно обсудить внедрение программного бюджетирования.

В этом случае Правительство, представляя бюджет, сможет более глубинным образом оценивать использование того или иного ресурса.

То есть в итоге расходы должны оцениваться на эффективность?

Основная идея программного бюджетирования – желаемый результат и его описание. Исходя из этого и составляются сметы бюджетных программ. У нас же в большинстве ведомств – речь не о Министерстве финансов – бюджет планируется классическим способом. Мышление сводится к тому, чтобы получить энную сумму на следующий год. А нужно четко представлять объемы и результат, для которого делается бюджетная заявка. Если какой-либо министр этого не представляет, то естественно, он не может и знать, какие усилия – и финансовые, и человеческие – нужно для него приложить.

Например, в науке большая часть финансирования – это расходы на содержание системы, а не на ее результат. Не дышать, лишь бы поддержать дыхание…

Вообще основная часть расходов в госбюджете – текущие. Следовательно, инвестиционные ресурсы на 2012 год у нас будут достаточно скромные. Если мы хотим надеяться на скачок в развитии, то необходимы серьезные инвестиции, в особенности в научные инновации и инфраструктуру. В этом смысле тоже, к сожалению, социально-экономическая политика за последние три года не изменилась.

По выполнению бюджета Бюро по реализации зарубежных программ, кажется, стоят в госаппарате особняком. И зарплата выше, и контроль сильнее – не только от казначейства, но и от зарубежных организаций-кредиторов…

С учетом этого работа в Бюро ведется гораздо эффективнее, нежели в общей структуре министерств. Причин для этого несколько, но основными я считаю именно эти две. Если в государственной системе средняя зарплата составляет 120 – 130 тысяч драмов, то в бюро она как минимум в два раза выше. Такая зарплата вполне может конкурировать с частным сектором, и для квалифицированных кадров создается возможность выбора. В государственной же системе, к сожалению, такой возможности нет. И, оставаясь там, служащий стремится лишь сохранить свое существование. Не говоря об отдельных случаях, где должность «кроят под живот», в целом служащие просто борются за выживание с мизерной зарплатой. С другой стороны, вместо того, чтобы сделать эти бюро примером для подражания, государство стремится их упразднить. 

К примеру, в сфере сельского хозяйства действует Бюро по развитию сельских территорий. К сожалению, Правительство идет на слияние этого бюро с другим – строительным, с репутацией, мягко говоря, не очень положительной. В результате забывается, что это бюро создано именно для содействия сельскому хозяйству. В данном случае мы намерены предложить Правительству приостановить слияние и оставить это Бюро именно как структуру по поддержке и кредитованию сельского хозяйства.

Если говорить о социальной сфере, то несколько снизились и расходы на пособия по безработице. Каковы выводы на уровне политики соцзащиты?

Об этом мы говорили еще тогда, когда в парламент поступил законопроект об изменениях в законе «О занятости». Тогда Правительство получило полномочия самостоятельно определять величину пособия по безработице. Привязка пособия к минимальной зарплате исчезла, и рост прекратился. Здесь мы нуждаемся в серьезных изменениях. Те реформы, которые были приняты в 2003 – 2007 гг. (в то время АРФД состояла в группе правящих партий – ред.), к сожалению, поставлены с ног на голову. Это относится не только к безработице, но и ко всей социальной системе – пенсиям, занятости, защите прав работника. Кто бы что ни говорил, любая экономическая политика должна гарантировать конституционные социальные права человека. Современная экономическая мысль тоже склоняется к тому, что любая программа должна быть нацелена на рост занятости и достойную оплату труда.

Решается ли задача простым умножением минимальной зарплаты, без системных перемен?

Конечно нет. Занятость нужно рассматривать как целостную политику. Безработица – это временный перерыв, когда человек пытается найти новую работу по квалификации. Если у нас нет политики занятости, дающей человеку альтернативу, если нет подходов по профпереподготовке и профориентации, то повышением пособия по безработице можно лишь избавить от голода на короткое время. В долгосрочной перспективе это ничего не даст.

А если повысится минимальная зарплата – с 32,5 до 63 тыс. драмов, как предложила АРФД? Не поползут ли по цепочке цены на потребительские товары, контролируемые закрытым кругом импортеров?

При резком и непрогнозированном росте зарплат – возможно. Однако если госполитика объявляется заранее, то в соответствии с ней строятся и ожидания, и рост зарплат на инфляцию либо минимален, либо исчезает вовсе. Если производитель будет знать, что с ростом доходов в стране он может реализовать вдвое больше товаров, он расширит производство, что и приведет к экономическому росту. Но если зарплата растет вдруг, то платежеспособный спрос превысит предложение, и цены возрастут. Поэтому если повышение зарплат станет не эпизодом, а политикой, и будет иметь четкие критерии, какие предлагаем мы, на них будет ориентироваться экономика, и риск инфляции станет минимальным. (продолжение следует)

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.