Что делать с подоходным налогом и как пополнить армянский бюджет: анализ

Вот и прошел Новый год, с его праздничным столом и наплывом гостей… Хотя нередко застолья у многих наших граждан продолжаются вплоть до «старого» Нового года, отмечаемого в ночь с 13 на 14 января.

Давным-давно замечено, что в первой декаде января оборот розничных торговых предприятий резко падает. В итоге, по объему розничного товарооборота январь имеет среди месяцев календарного года наименьшие показатели. Это и неудивительно, ведь в декабре всегда фиксировался рекордный уровень продажи товаров, как продуктов питания, так и непродовольственных товаров.

Из-за чрезмерных расходов в предновогодние дни у многих необеспеченных семей январский семейный бюджет бывает весь в прорехах. Особенно трудно приходится семьям, живущим «на одну лишь зарплату». Ведь, за исключением ограниченного контингента элитарных групп наемных работников, другие трудящиеся получают от своего работодателя довольно скромную зарплату.

В этом нет никаких сомнений, ибо показатель средней по стране заработной платы,  отражающий истинное состояние вещей в этой сфере, представляет собой чисто символическую величину. Так, в ноябре прошлого года среднемесячная номинальная заработанная плата составляла менее 114,8 тыс. драмов (около $300).

Учтем, что это средняя величина. Имеются отрасли экономики, в которых средний размер оплаты труда намного ниже среднереспубликанского показателя. К таковым относятся сельское хозяйство, торговля, сферы культуры, здравоохранения и образования.

Добавим, что номинальная заработная плата включает в себя обязательные налоги и отчисления, поэтому на руки трудящиеся получают меньше задекларированной величины. Естественно, налоги обязаны платить все граждане, получающие доход, в том числе те, кто, работая по найму, получает заработную плату. Однако среди последних есть исключение: те, у кого размер оклада ниже величины минимальной заработной платы, освобожден от бремени уплаты подоходного налога. И вот здесь мы сталкиваемся с одним из парадоксов нашей действительности.

Как известно, размер минимальной заработной платы у нас составляет 32,5 тыс. драмов (менее $85), и был повышен парламентом страны с 30,0 тыс. драмов в 2010 году. Это мизерная надбавка стоила государственному бюджету немалых денег, так как все категории наемных работников стали платить абсолютно (или относительно, если зарплата повысилась) меньше подоходного налога. Государство наше не богатое (то есть казна не столь уж завидная), так что нужно лишь радоваться этому «прогрессу».

Вследствие этого революционного решения «средний», по размеру оплаты труда, наемный работник стал платить меньше подоходного налога ровно на 0,5 тыс. драмов в месяц. Для армии в 400 тыс. «средних» наемных работников этот показатель составляет уже внушительную сумму в 2,4 млрд. драмов в год.

Для справки: налоговые доходы государственного бюджета в 2010 году составили 574,1 млрд. драмов (более $1,5 млрд.), в том числе по линии подоходного налога – 73,9 млрд. драмов (менее $0,2 млрд.).

Отсюда понятно, что более резкое повышение планки минимальной заработной платы, как того требовали отдельные избранники народа, было бы чревато довольно серьезными проблемами для государственного бюджета страны. Если, конечно, заранее не предпринять компенсирующие этот ущерб меры, о которых будет сказано далее. Вначале же, основываясь на данных официальной статистики, проанализируем структуру доходов наших граждан по децильным группам (каждая — 10% от общей численности населения).

По данным за 2010 год, соотношение по уровню среднедушевых доходов между первой (самыми бедными) и десятой (самыми богатыми) децильными группами населения составляло немногим более 14 раз. В принципе такое соотношение, тем более по децильным, а не квинтильным (20% населения) группам можно считать оптимальным для государства с либеральной экономической политикой.

В некоторых развитых странах указанное соотношение намного круче нашего показателя, а в США примерно такое же, как у нас, состояние в сфере доходов. По последним данным, на родине зелененьких 20% граждан получают 49,4%, то есть почти половину, всех доходов населения. В Армении же на квинтильную группу «богатых» приходится 44,8% всех доходов населения. Получается, что ситуация у нас несколько лучше, чем в этой сверхдержаве. Есть, чем гордиться!

Естественно, тех граждан, которые получают в месяц на душу своей семьи доход в 6,5 тыс. драмов (менее $18), навряд ли утешит такое «низкое» соотношение в уровне жизни в нашей стране. Вера в приведенный выше показатель сильно пошатнется при виде автомобиля местного богача стоимостью во многие десятки тысяч баксов, или же «миллионного», в тех же зелененьких, особняка.

Но ларчик открывается просто! Во-первых, в контингенте обследуемых семей начисто отсутствует класс богачей. Это не секрет, и официальная статистика сама признает этот факт. На это косвенно указывает и сама структура доходов децильной группы «самых богатых».

Так, в частности, доля «пенсий, пособий и стипендий» в доходах богачей достигает 7,7% (!!!), а трансфертов из-за рубежа – аж 19,2%. Выходит, что более четверти расходов олигарха на строительство роскошного особняка обеспечила пенсия дедушки, вкупе с денежной помощью родственников — гастарбайтеров из России! 

Ясное дело, что у нас соотношение между доходами самых бедных и самых богатых достигает просто катастрофичных величин. «Катастрофичных» потому, что этим наносится колоссальный ущерб не только интересам необеспеченных слоев населения, но и экономике страны в целом. Проблема в том, что у нас довольно-таки неэффективный механизм перераспределения личных доходов граждан, и к тому же максимальная ставка подоходного налога установлена на уровне в 20%. Для справки: в некоторых развитых странах с высоких личных доходов граждан государством изымается свыше половины. Кроме этого, навряд ли можно сомневаться в том, что значительная часть личных доходов сверхбогатых наших граждан находится в «тени», и налогом не облагается.

Определенный интерес представляет информация о состоянии дел в России, которая, вместе с другими странами постсоветского пространства, прошла тот же путь перехода к рыночным отношениям.

Так, исследования отдельных российских специалистов показывают, что основная часть доходов децильной группы «самых богатых» сосредоточена у довольно малой части представителей этого контингента. В целом же эти «счастливчики» составляют менее половины процента населения России. Добавим, что отличие от Армении, у нашего северного соседа практикуется плоская шкала подоходного налога – 13%, независимо от уровня личных доходов.

Думается, что в Армении примерно такая же ситуация с разрывом в личных доходах граждан. Поэтому, как и в России (с ее плоской шкалой), так и в Армении (с ее «тенью» в личных доходах), подоходный налог не занимает характерную для ряда развитых стран ведущую роль в налогах.

В Армении, как известно, в налоговых доходах государственного бюджета традиционно лидирует НДС, с единой ставкой в 20%, который, вместе с богачами, платят те же рядовые граждане. Для сведения наших граждан: в Бельгии, к примеру, при основной ставке НДС в 21%, социально значимые товары и услуги – продукты питания, медицина и общественный транспорт, облагаются налогом в 6%. Для блага, естественно, трудового народа.

Возвращаясь к теме минимальной заработной платы, нелишне поразмыслить над вопросом, насколько нравственно удерживать подоходный налог с мизерной, для западных граждан, заработной платы наших трудящихся?! Парадокс и в том, что часть зарплаты одного бедняка через государственный бюджет направляется на выплату пособий другому бедняку!

Проблему сию можно эффективно решить выводом из «тени» личных доходов богачей и повышением планки подоходного налога вплоть до 50%. В этом ничего кошмарного нет. В Германии, например, максимальная ставка подоходного налога доходит до 53%, а в Швеции аж до 57%. И все тамошние богачи аккуратно делятся своим доходом с государством, которое оными денежками повышает благосостояние необеспеченных слоев населения.

Китай с его мощной экономикой было бы преувеличением причислять к странам с высоким уровнем жизни населения. Но и там с дохода менее чем в $306 в месяц (то есть примерно нашей среднемесячной номинальной заработной платы) налог не удерживается. Причем эту минимальную планку предполагалось поднять до уровня в $461 в месяц.

Итак, если мы стремимся к социальной гармонии в обществе, то просто обязаны повысить максимальную ставку подоходного налога более чем вдвое! Помимо таких драконовских (для богачей, естественно) мер, сами граждане, из числа зажиточных, должны проявлять патриотизм в этом вопросе. То есть не уклоняться от уплаты налогов. Нельзя рубить сук, на котором сидишь! Но, когда эта тривиальная истина наконец-то дойдет до мозгов наших олигархов, трудно сказать…

Альберт Хачатрян

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.