В беседе с NEWS.am предприниматель Сильва Амбарцумян рассказывает о проекте инвестиций в горно-металлургический комплекс: геолого-аналитическую лабораторию, обогатительную фабрику и аффинажный завод, в богатой месторождениями зоне на юге Армении. В настоящее время Амбарцумян эксплуатирует Тертерасарское месторождение золота и разведывает ряд проявлений по всей территории Армении.
Сколько Вы планируете вложить в аффинажный завод и обогатительную фабрику?
Инвестиции составят 20 млн. фунтов или около 30 млн. долларов. Наводнение в Таиланде несколько задержало поставку оборудования, иначе оно уже было бы на месте. Теперь его начнут перевозить только с конца января. Так или иначе, в июне мы собираемся задействовать как минимум фабрику. Из Лондона уже доставлена установка по дроблению руды. Сейчас я выбираю подходящее оборудование для аффинажа, пробирные клейма которого имели бы международную сертификацию. Инвестором в проект станет наша компания – ООО «Сипан-1», которой я владею совместно с индийской «Walnut International Group Ltd».
Каким будет общий объем инвестиций в обогатительную фабрику и аффинажный завод?
Все вместе – порядка 200 млн. долларов.
Запасы Тертерасарского месторождения оцениваются в 3 тонны золота. Адекватны ли такие вложения объему месторождения?
Дело не только в Тертерасаре – такого производства пока нет во всей Армении, есть возможность стать первыми.
Если завод будет расположен в районе Мегри, то насколько он окажется близок к действующим месторождениям?
В этом районе есть и другие объекты. Некоторые из них я разведываю сама – например, проявление золота Гез-Гез, через ООО «Анкабург». Там мы уже провели геодезические и геофизические исследования, в следующем году приступим к бурению. Участок расположен высоко, снег там тает поздно, поэтому рабочий сезон продлится не дольше 2 – 3 месяцев. По месторождению есть советская документация, правда очень приблизительная, без оцененных запасов. В июне-июле, после таяния снегов, проведем там буровые работы в объеме примерно 3 тыс. метров, с разведочной сетью 20 – 50 м. По результатам анализов подадим на утверждение запасов. Предварительные анализы показывают наличие не только золотоносных, но и полиметаллических руд.
Интересуются ли сотрудничеством другие месторождения Сюникской области?
Думаю, все будут привозить сырье ко мне, потому что я выбрала самое современное на сегодня оборудование. К тому же я не ограничу завод только аффинажем благородных металлов. Я собираюсь проводить и рафинирование, в том числе меди и молибдена. Едва ли какое-то другое предприятие в регионе предложит столь широкую базу для сотрудничества.
Какие еще месторождения Вы разведываете?
Одна из наших компаний, ООО «Лулиар», провела разведочное бурение на ряде участков – Ттуджур-Чамбаракском, Тигранабердском и Сарнахпюрском проявлениях меди, Бардутском и Пхрутском проявлениях золота, Джильском проявлении хромитов. На Арзаканском проявлении титановых руд бурения мы пока не вели, но уже подготовили площадку.
Разведку мы ведем на основании особых лицензий, которые позволяют работать без аренды разведочного участка. Ведь только по результатам разведки имеет смысл решать, подавать ли заявку на лицензию и менять ли кадастровую категорию земли – с сельскохозяйственной на промышленную. На этой почве у меня возникли некоторые затруднения с другой из моих компаний – ООО «Г. Аршакян» (ведущей разведку на Бердикарском медно-молибденовом проявлении – ред.). Там я арендовала земли, хотела помочь бюджету местных деревень. Всего у компании были три лицензии, Минэнергетики и природных ресурсов отозвало их. Тогда я обратилась к сельским старостам, чтобы расторгнуть аренду. Возникло непонимание: они подали в суд и без нашего участия приняли решение против нас. Не хочу особо разбираться в нем, потому что невыплат мы так или иначе не допускали. Соответствующая документация у нас на руках, и когда Апелляционный суд ее увидит, все встанет на свои места. Губернатор Сюника решил, что если я начала бизнес, то он может приписывать мне штрафы по своему усмотрению. Но мне опасаться нечего – уж я-то каждую свою копейку зарабатываю честно.
Получили ли вы оценку запасов с какого-то из месторождений по результатам разведки?
Образцы с Джильского месторождения показали вместе с хромом немного золота. Пробы с Чамбарака мы отправили в Канаду и Румынию, ответ получим в конце января. Ожидания есть, но озвучивать их пока не хочу. И я, и несколько других компаний уже оказались из-за этого в непростом положении. Одна из действующих в Армении частных лабораторий, куда я ранее сдавала пробы на анализ с другого месторождения, вынесла заключение об отсутствии запасов. Из-за этого я сдала разведочную лицензию. Так обманулась и я, и некоторые другие. Поэтому я веду судебный процесс, чтобы возместить расходы на анализ.
Чтобы не идти на ненужный риск, я создаю аналитическую лабораторию у себя. Я постаралась оснастить ее должным образом, и лаборатория уже лицензирована. Для нее мы готовим специалиста по анализу проб, который сейчас стажируется за рубежом.