Интервью с вице-премьером, министром территориального управления Армении Арменом Геворкяном:
Насколько состоявшимся является в Армении институт местного самоуправления? Какие подвижки зафиксированы в 2011 году?
В прошедшем году мы отметили 15-летие системы органов местного самоуправления. У нас был уже повод упомянуть о стабильности и видении ее развития. Могу однозначно сказать, что система состоялась. Кроме этого, в последние годы она также обрела целостность: в 2009 году в Ереване органы местного самоуправления впервые были сформированы на основе выборов. В настоящее время местное самоуправление осуществляется на всей территории республики.
Система устоялась в двух отношениях. Во-первых, осуществляются все конституционные и законодательные процессы формирования местного самоуправления, во-вторых – эти органы функциональны. Другая задача, что работой одних общин мы можем быть довольны, других – не совсем. Однако все они стабильны и жизнеспособны. Вместе с тем, много предстоит сделать в направлении повышения их эффективности. Эти вопросы в предстоящие годы останутся в центре внимания, хотя в последний период работа в данном направлении уже велась.
То, что внимание местных администраций удалось сконцентрировать на решении локальных проблем, можно считать самым большим достижением за последние 3,5 года. На первый взгляд, вопрос кажется несложным, однако для решения задачи, в первую очередь, необходимы финансовые ресурсы. С этой целью было серьезно усовершенствовано налоговое администрирование. Законодательно вопрос урегулирован не был: муниципалитеты не имели функции сбора местных налогов, однако отвечали за выполнение своего бюджета. Весь комплекс вопросов удалось постепенно решить. Теперь сбор местных налогов год от года растет. На собственные средства они могут выполнять хотя бы небольшие программы на местах. Например, в 2010 году общины на свои средства осуществили капитальных затрат на 8,5 млрд. драмов ($22,4 млн. – ред.), что на 2,5 – 3 млрд. выше уровня 2009 года. Это в чем-то меняет и психологию.
Что касается перемен, то наши шаги, в первую очередь, направлены на изменение качества жизни в общинах. В этом году Правительство приняло концепцию симметричного развития регионов, в основе которой лежит методология оценки инвестиций во всех областях. Это позволяет нам понять, где мы отстаем, а где нет, и в каком направлении должны двигаться. По этой методологии мы можем выделить наиболее нуждающиеся общины и вести с ними соответствующую политику.
По 2011 году я бы назвал важной программу решения приоритетных вопросов областей. Как известно, из резервного фонда Правительства в этом году в феврале было выделено 10 млрд. драмов (около $26,3 млн.), еще столько же – в сентябре. Программа осуществляется по поручению президента Армении, так как в ходе посещения регионов было выявлено множество вопросов. В настоящее время осуществляется второй этап программы, по результатам которого Министерство территориального управления предложит аналогичную третью программу. Первые две можно назвать достаточно эффективными: многие неотложные, хотя и не очень крупные, задачи общин получают быстрое решение. Средства программы каждая область использует в соответствии со своими приоритетами.
Как Вы оцениваете деятельность советов старейшин в общинах? Не формализована ли их роль?
Институт совета старейшин – один из важнейших в местном самоуправлении. В последний период для повышения его эффективности был проведен ряд шагов. В частности, утвержден устав советов старейшин, регулирующий организацию их работы. В минувшем году, согласно дополнению в законе «О местном самоуправлении», советы старейшин в обязательном порядке стали обсуждать результаты проверок Контрольной палаты и других органов. Цель в том, чтобы совет был информирован о подобных процессах и после сам не допускал аналогичных ошибок. При несогласии с результатами он может высказать и свое мнение. В настоящее время в парламенте обсуждается еще один законопроект, предполагающий изменения в механизме формирования совета старейшин, правомочности заседаний, принятия решений. Эти изменения также, в конечном счете, будут служить повышению эффективности такого органа, как совет старейшин.
На мой взгляд, наша модель повышения жизнеспособности общин — все же модель Еревана, где совет формируется не на мажоритарной, а на партийной основе. В этом случае институт начинает нести и политическую ответственность.
На каком этапе находится программа укрупнения общин?
На заседании 10 ноября 2011 года Правительство утвердило концепцию укрупнения общин и создания межобщинных единиц. Это даст нам возможность изучить разные модели укрупнения. Ряд моделей для Сюникской и Вайоцдзорской областей уже разработан с участием международных экспертов. Необходимо отметить, что укрупнение трактуют по-разному – в основном оттого, что не понимают его цели. Задача касается не слияния населенных пунктов, а слияния их административных функций. Наши исследования показывают, что консолидация административных ресурсов позволит решить более серьезные задачи, а совместный бюджет даст возможность привлечь иные легальные средства, потому что только местными налогами решать имеющиеся вопросы невозможно. Сейчас финансово-экономические инструменты общин очень ограничены: местные поступления и госдотации. Таким образом, объединение позволит не только увеличить бюджет, но и привлечь дополнительные средства.
Европейские страны в последние десятилетия проводят укрупнение уже во второй раз. У нас есть 915 общин – от деревни в 28 жителей до миллионного Еревана. В результате укрупнения ничего к худшему не изменится. Напротив, люди увидят, что в общине что-то меняется, наблюдается прогресс, что член Совета старейшин, которого он выбрал, работает для рения местных задач. Только что мы говорили об эффективности работы совета. Думаю, при наличии конкуренции реальной возможности влиять на процессы, Совет старейшин будет работать эффективнее. Все это проанализировано и отражено в концепции. В ближайшие полтора-два года необходимо работать над общественным мнением, проводить обсуждения. Чем крупнее наши общины, тем они экономически сильнее, тем жизнь там комфортнее. Убежден, что эти изменения необходимы для развития органов местного самоуправления.
Как Вы относитесь к введению образовательного ценза при избрании муниципальных властей?
В обществе, действительно, есть мнение, что самым правильным решением станет образовательный ценз. Однако не будем забывать, что у нас есть 915 общин, и иногда могут возникать кадровые проблемы. Пост руководителя общины выборный, он имеет приоритетный мандат, и нужно отметить, что и в международной практике образовательный ценз широко не применяется. В конечном счете, житель выбирает руководителя общины по его способностям и работе. Здесь задача тоже соприкасается с укрупнением, так как в этом случае вырастут и кадровые возможности.
Какое из областных управлений в 2011 году, на Ваш взгляд, действовало наиболее успешно?
Все управления, по существу, выполняют поставленные перед собой задачи. Этот год был особенно важен с учетом двухступенчатой программы, о которой мы говорили выше. Большое внимание уделялось вопросам развития сельского хозяйства, и программа по семеноводству, инициированная Правительством, успешно реализуется в областях.
Что касается отдельных управлений, то в этом году уже в третий раз государственные органы в лице соответствующих министерств оценят деятельность губернаторов. По результатам оценки и можно будет что-то предположить. Однако, учитывая оценки прошлых лет, должен заметить, что различия в их работе относительно невелики.