Мэрия города Гюмри, где хранятся многочисленные фрески армянского художника Минаса Аветисяна, выражает готовность оказать всяческое содействие в реставрации фресок, если работы великого мастера останутся в Гюмри.
В 2010 году две фрески Минаса были восстановлены и выставлены в здании правительства Армении, что было положительно воспринято гюмрийцами. Однако намерение правительства переместить в Ереванский аэропорт «Звартноц» еще две фрески великого мастера «Прядут нить» и «Мельничный жернов», вызвало крайнее недовольство гюмрийских деятелей искусства, интеллигенции, общественных организаций, которые хотят оставить работы Минаса в Ширакской области.
На прошлой неделе обе фрески Минаса при участии итальянских реставраторов были демонтированы со стен завода, где они находились и перевезены в Ереван, что вызвало бурный протест гюмрийцев.
«Мэрия Гюмри заявляет о том, что и сегодня готова выделить необходимые средства с целью восстановления фресок лишь их увозили из города, где они были созданы», — подчеркивается в заявлении, поступившем в четверг в агентство «Новости-Армения».
Вместе с тем, как отмечается в документе, Минкульт извещен о том, что ввиду отсутствия соответствующих специалистов, гюмрийская горадминистрация не в состоянии в одиночку заняться реставрацией фресок.
«Мэрия и мэр Гюмри в 2010 и 2011 году неоднократно выражали свою обеспокоенность в связи с необходимостью спасения фресок, направляя письма Министерству культуры, в которых, в частности, отмечается, что мэрия, сохраняя верность политике сохранения культурно-исторического наследия, предусматривает выделить средства из общинного бюджета 2011 года на эти цели», — отмечается в заявлении мэрии.
Ранее агентству «Новости-Армения» в Минкульте сообщили, что ведомство предлагало гюмрийцам самим позаботиться о находящихся в городе порядка восьми фресках Минаса, остро нуждающихся в реставрации. Однако конкретных предложений в ответ не поступало.
Фрески Минаса на территории ряда заводов в Гюмри, имеющем славу культурной столицы Армении, появились в начале 70-х годов прошлого века, по заказу директоров данных предприятий на государственные средства.
После землетрясения 1988 года предприятия перестали работать, и в результате неблагоприятных температурных условий и высокой аварийности зданий, прекрасные художественные произведения Минаса оказались под угрозой разрушения.
Источник: АМИ «Новости-Армения»