Wikileaks обнародовал очередную партию секретной дипломатической переписки, среди которой и депеша посла США в Баку Энн Дерс.
Послание в Вашингтон датировано 2008 годом и повествует о метаморфозах в поведении властей Азербайджана на фоне резкого потока нефтяных доходов.
Дерс рассказала о том, как президент Азербайджана Ильхам Алиев крайне нервно реагирует на рекомендации и замечания, касающиеся вопросов демократии. Об этом свидетельствует случай на Нефтегазовой выставке 2007 года, когда Ильхам Алиев резко одернул замминистра иностранных дел Норвегии Аниту Утсет и делегацию Statoil.
Так, иностранные дипломаты в Баку широко обсуждали реплику Алиева о том, что Норвегия не должна поднимать вопросы прав человека в Азербайджане, напомнив, что надо заниматься нефтью и газом. Дипломаты расценили тогда эту вспышку гнева Ильхама Алиева, как предвестник нового давления и бескомпромиссности властей в отношении СМИ.
Позже сам Алиев описал этот эпизод на встрече с главой BP Энди Инглисом. «Неприемлемо, чтобы Норвегия читала нам лекции по правам человека и поэтому Statoil не получит контракт в проекте «Шах Дениз» фаза II.
«Чрезвычайно взволнованный» Алиев сказал, что «только США могут так себя вести, ибо они единственная сверхдержава».
Руководство BP расценило данное признание Алиева, как урок того, чего не надо ему говорить и учесть в будущем, если BP хочет вести переговоры о продолжении своей работы в Азербайджане и расширении имеющихся контрактов, отмечает Дерс.
В беседах с представителями Вашингтона Алиев с гордостью говорил о том, как он отказался покупать российский газ. Назвав это триумфом, Алиев назвал свой отказ поклониться российской политике, как «уничтожение мифа о «Газпроме» и хороший пример для стран региона.
Президентский советник по внешней политике Новруз Мамедов признает, что Ильхам Алиев не доволен Западом, который не оценил щедрость его отца, пригласившего Запад в Азербайджан.
Гейдар Алиев сознательно установил выгодные условия для нефтяных компаний, рассчитывая, что Запад отплатит за это политическими дивидендами, однако этого не произошло.
По словам Мамедова, Ильхам Алиев пересматривает «великодушие» своего отца в области нефтяных контрактов.
Он также сказал, что глава государства распорядился изменить визовый режим и повысить налоги с иностранцев, работающих в Азербайджане.
Мамедов также сказал, что Алиев находится под возрастающей критикой членов собственной администрации за свою позицию по карабахскому конфликту и обязательства в сфере демократии, принятые перед Евроатлантическим сообществом. Эти силы выступают против дальнейших демократических реформ, сказал Мамедов, намекнув, что демократия не помогает решению Карабахской проблемы.
Растущее чувство уверенности и поиски международного признания пронизывают все уровни правительства Азербайджана, пишет Дерс.
Правительство рассматривает нефтяные богатства, как средство для повышения своей политической легитимности в глазах международного сообщества.
Вторым двигателем внешней политики Баку является стремление получить большую поддержку в карабахском вопросе, на фоне разочарования работой Минской группы ОБСЕ.
Алиев и министр обороны Абиев регулярно и публично говорят о растущей военной силе Азербайджана и готовности вернуть Нагорный Карабах силой, хотя эти заявления больше предназначены для местной общественности.
Стремление к общественной известности и собственной значимости является культурной чертой, пронизывающей все слои азербайджанского общества. Это проявляется даже в том, что сотрудники президента Алиева до последнего момента не подтверждают, что он вас примет.
Для рядового гражданина это выражается в желании продемонстрировать свой мобильный телефон или наряд.
Для руководства страны, включая президента Алиева, выражением уважения является похвала со стороны США и Запада о том, что состояние дел в Азербайджане не хуже, чем в Грузии и Украине.
В заключение своей депеши Дерс пишет, что Азербайджан будет усиливать свою внешнюю политику по указанным направлениям. В частности, Баку будет стремиться влиять на политику других стран и не строить свою политику под воздействием внешних сил.
Это потребует от США большей гибкости и активности, чтобы добиваться прогресса по сложным вопросам и, прежде всего, реформах в области демократии, пишет Энн Дерс.
По материалам contact.az.