Вот уже более 17 лет в зоне азербайджано-карабахского конфликта сохраняется статус-кво. Статус-кво является одним из наиболее обсуждаемых аспектов в процессе урегулирования конфликта. Официальный Баку назойливо требует его изменения и возврата к ситуации до 1988 года. Это стало своего рода навязчивой идеей. Что касается Азербайджана, то здесь все понятно и анализировать такого рода позицию попросту бессмысленно. Намного более важно и интересно рассматривать статус-кво в азербайджано-карабахском конфликте сквозь призму глобальной геополитики. Между тем, здесь просматривается весьма четкая связь. Как ни парадоксально может показаться на первый взгляд, но поддержание статуса-кво в азербайджано-карабахском конфликте поддерживает статус-кво между глобальными геополитическими игроками на огромном пространстве Центральной Евразии.
То, что между глобальными геополитическими игроками идет достаточно интенсивное соперничество, не надо особо доказывать. На сегодняшний день одним из наиболее важных театров геополитической конкуренции предстает Центральная Азия. Данный регион является ключевым пространством во взаимоотношениях между такими центрами силы, как США. Китай, Россия, Иран, Турция, Индия. И во многом именно от геополитического будущего данного региона и будет зависеть расклад сил в мировой политике.
На сегодняшний день в Центральной Азии установлено геополитическое равновесие и страны этого региона ведут сбалансированную внешнюю политику как с глобальными, так и с региональными державами. Это во многом балансирует глобальную геополитику, делая ее более стабильной.
Между тем, геополитическое равновесие в Центральной Азии во многом зависит от геополитического равновесия в Закавказье. На данном этапе единственным, пожалуй, реальным механизмом поддержания геополитического равновесия в Закавказье является нынешнее военно-политическое соотношение сил в зоне азербайджано-карабахского конфликта. Нарушение данного соотношения чревато не только непредсказуемыми последствиями для сторон конфликта, но и для глобальной геополитики. Суть проблемы в том, что на сегодняшний день армянская факторность (Республика Армения и НКР) эффективно балансирует азербайджано-турецкую и таким образом оказывает стабилизирующее воздействие на расклад сил в регионе, в том числе и в контексте взаимоотношений как между глобальными, так и региональными державами.
Самым, пожалуй, ключевым элементом армянской факторности является Арцах, причем жизнеспособный Арцах. На сегодняшний день НКР жизнеспособна в первую очередь благодаря тому, что имеет самодостаточную систему безопасности. Для ослабления жизнеспособности Арцаха необходимо разрушить систему ее безопасности. При этом в данном контексте необходимо учитывать, что система безопасности Арцаха обеспечивает его самодостаточность на почти минимально возможном уровне, т.е. любое ее послабление неминуемо приведет к непредсказуемым последствиям.
НКР в границах 1991 года, например, вообще не имела самодостаточной системы безопасности в сформировавшихся после распада СССР и образования новых региональных государств реалиях. Именно данный аспект во многом и породил у Азербайджана соблазн решить карабахский вопрос силовым путем, раз и навсегда стерев Арцах с лица земли. Результатом войны, навязанной Азербайджаном, стало формирование новой системы безопасности, которая эффективно поддерживает мир и стабильность в регионе, охлаждая пыл реваншизма Баку.
Но сегодня Азербайджан не в состоянии нарушить систему безопасности Арцаха и изменить статус-кво, хотя и не прекращает вовсю трубить о своих садомазохистских помыслах. В изменении ситуации Азербайджан, наверное, рассчитывает на помощь извне. Но изменение статус-кво не ограничится лишь изменением расклада сил между закавказскими государствами. Статус-кво в зоне азербайджано-карабахского конфликта является своего рода «пробкой», недопускающей выхода «джина» геополитической борьбы с непредсказуемым результатом в огромное пространство Центральной Евразии.
Изменение статус-кво по азербайджанскому сценарию уничтожит факторность Армении, сделает нестабильным Закавказье, превратив его в плацдарм к выходу в Центральную Азию. И данная борьба будет идти между глобальными игроками при непосредственном участии региональных держав. Причем вовлеченные в эту битву титаны будут руководствоваться формулой «отступать некуда». Кто и какой ценой выйдет оттуда победителем, и будут ли победители здесь вообще, совершенно неясно. Но в том, что при таком развитии ситуации будут колоссальные потрясения геополитического и гуманитарного характера, нет никаких сомнений.
Очевидно, что статус-кво может быть нарушен лишь в случае изменения глобальной геополитической конфигурации, появления новых альянсов или же силы, которая в одиночку будет в состоянии, преодолев сопротивление потенциальных соперников, навязать свои правила игры всем остальным глобальным и региональным игрокам и сторонам конфликта. В обозримой перспективе развитие ситуации по данному сценарию слишком маловероятно.
Ввиду этого поддержание статус-кво в зоне азербайджано-карабахского конфликта является залогом поддержания статус-кво в Центральной Евразии и глобального равновесия в целом. Это объективная реальность, основанная на стратегическом расчете и лишенная всяких эмоциональных компонентов.
Давид Бабаян, политолог — специально для агентства «Новости-Армения».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Источник: АМИ «Новости-Армения»