Эксклюзивное интервью председателя Демократической партии Армении Арама Саркисяна Агентству «Новости-Армения»
«Новости-Армения» — Арам Гаспарович, после последней встречи глав МИД Армении, России и Азербайджана появилось сообщение о некотором сближении позиций сторон. Как вы считаете, о чем может иди речь, и как вы относитесь к так называемым базовым принципам?
А.Саркисян — Во-первых, рассмотрим, что это за базовые принципы, по которым стороны могли бы сблизить свои позиции. Наша партия неоднократно утверждала, что эти базовые принципы не приемлемы не только потому, что не устраивают армянскую сторону, но и потому, что они приведут к новому разбалансированию ситуации. Это самое важное. Возьмем, хотя бы, считающийся приемлемым для армянской стороны вопрос промежуточного статуса.
Понятие промежуточный статус было разработано нами в модельной группе ОБСЕ, которое работало в течение шести лет в Снегирях под протекторатом американской и российской сторон. Но в том документе, который назывался рамочное соглашение, и это название тоже было взято у нашей группы, под понятием промежуточный статус предусматривалось, что НКР, во-первых, становится реальной стороной переговоров, и в случае соглашения по каким-либо вопросам, Нагорно-Карабахская Республика наравне с другими сторонами конфликта, берет на себя обязательство по их выполнению, то есть становится субъектом этого процесса и соответственно получает соответствующие полномочия и признается стороной конфликта. В этом случае, НКР если не становится сразу независимым субъектом международного права, то частично начинает отвечать этим понятиям в некотором усеченном порядке.
В понимании документа, называемого Мадридскими принципами, понятие и смысл промежуточного статуса абсолютно размыты. Если речь идет о том, что статус Карабаха должен соответствовать его сегодняшнему уровню, то сегодня это статус независимого государства. Если это признается азербайджанской стороной, то тогда вопрос снимается.
«Новости-Армения» — Как вы относитесь к упоминанию принципа территориальной целостности?
А.Саркисян — Наша партия неоднократно заявляла, что вопрос территориальной целостности Азербайджана в контексте карабахской проблемы не может обсуждаться по одной простой причине — Нагорно-Карабахская Республика сформировалась законным путем. Все это соответствовало нормам и принципам международного права. Более того, Азербайджан развязал войну против нового государственного образования и потерпел поражение. То есть Баку сам же подписался под тем, что решает правовые вопросы не правовым, а военным путем.
Если мы рассматриваем в любом контексте проблему Нагорного Карабаха в рамках территориальной целостности Азербайджана, то это нерешаемый вопрос, это тупик, и все должны это понимать. Невозможно представить ситуацию, при которой НКР когда-либо согласится со своим статусом в составе Азербайджана, тем более, что эта страна сама отказалась от правопреемства Азербайджанской ССР. Сопредседатели и стороны конфликта понимают, что решения проблемы таким путем не существует. Тогда что это? Имитация переговоров? Главы трех государств делают вид, что не видят непреодолимый барьер? С другой стороны, давление на две стороны — Азербайджан и Армению с целью скорейшего согласования базовых принципов в этом контексте означает, в буквальном смысле, подталкивание сторон к новому военному конфликту. То есть я вижу очень большую и серьезную опасность того, что это может привести к развязыванию новой фазы военного противостояния.
«Новости-Армения» — Что вы скажете о другом принципе, так называемом отложенном референдуме?
А.Саркисян - Что значит отложенный референдум… Во-первых, я, честно говоря, даже не представляю в международной практике подобную терминологию. В вопросе референдума уступок быть не может. Или Азербайджан сейчас готов признать независимый статус Нагорного Карабаха, и армянская сторона идет на компромиссы по другим базовым понятиям, или никаких компромиссов не может быть, потому что суть проблемы — статус НКР. Само понятие референдума мне кажется абсолютно абсурдным. Если армянская сторона согласится на некий новый референдум, то это будет очень большой и неоправданной уступкой, потому что в принципе, все, что сделано НКР за эти 20 лет, мы приравняем к нулю и начнем весь процесс заново. Если мы хотим подтвердить волеизъявление народа НКР, то с какой стати проводить отложенный референдум.
«Новости-Армения» — Вы недавно выступили с предложением об изменении полномочий сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Расскажите, пожалуйста, о сути ваших предложений.
А.Саркисян - Я уже лет десять говорю, что этот конфликт перестал быть локальным, и только сейчас другие силы стали осознавать, что это не будет войной между двумя и тремя сторонами, а станет региональным конфликтом, а может даже перерасти во что-то большее. Сейчас эти причины возникновения очень большой, масштабной войны не устранены. Они наоборот еще более усугубились. Поэтому в этом отношении необходимо наметить меры доверия, которые могут приблизить решение проблемы в целом, поскольку решение проблемы на том уровне полномочий, которые сегодня имеются у Минской группы, невозможно. У сопредседателей МГ ОБСЕ имеется мандат на устранение последствий конфликта, а решение проблемы может быть в совершенно иной ипостаси, так как проблема намного шире, чем понятие конфликт.
Я просто убежден, что, если не сегодня, то завтра, ОБСЕ найдет форму изменения этого формата. Не формата переговорщиков, а формата полномочий. Это очень важный, существенный элемент. Именно сопредседатели должны быть наделены новыми полномочиями, которые дают возможность решить проблему исходя из ее сути, и в этом контексте меры доверия станут первостепенными.
«Новости-Армения» — Как вы считаете, каковы реальные цели милитаризации Азербайджана?
А. Саркисян — Ильхам Алиев, насколько можно представить его позицию, взял курс на ведение «холодной войны» против Армении и Нагорного Карабаха. Баку использует определенные нефтедоллары для закупки оружия и наращивания вооружений, пытаясь вовлечь армянскую сторону в гонку вооружений. Тем самым, по представлению господина Алиева, армянская сторона должна обанкротиться в этой гонке, а обанкротившуюся страну можно спокойно захватить. Армянская сторона должна в этом смысле поощрять господина Алиева, пусть он живет в этих мечтах и пусть думает именно так.
Но есть другая сторона, которую очень хорошо знает господин Алиев — из тех трех миллиардов, которые идут на вооружение армии и повышение боеспособности, минимум 50% «проедается» коррупционными методами. В этом даже не приходится сомневаться, азербайджанцы это прекрасно знают.
С учетом того, что половина этих средств оседает в карманах чиновников или того же клана, выходит, что повышение степени вооружаемости и боевой готовности азербайджанской армии является всего лишь попыткой восполнения того пробела, который у них был после 94-года.
Второй аспект этой проблемы — даже если они сумеют набрать необходимый потенциал, они прекрасно знают, что в случае войны их сторона теряет намного больше. В Баку это прекрасно осознают, поэтому шантажировать нас войной, конечно, их дело, но это отдаляет нас от решения проблемы.
«Новости-Армения» — А что вы предлагаете сегодня?
А.Саркисян — Учитывая всю серьезность ситуации, заявление посредников в Довиле, возможные попытки давления, мы считаем, что президент Армении Серж Саргсян должен собрать снова для консультаций руководителей партий, как он это уже делал ранее. Это очень правильная форма, которую он применил, и эффективность этих встреч налицо, особенно после обсуждения по армяно-турецким отношениям.
Вы наверняка помните, какие существенные изменения по этому вопросу произошли, я в первую очередь имею в виду решение Конституционного суда. Сегодня есть очень серьезная необходимость созыва нового совещания руководителей партий с президентом и обсуждения этой ситуации до казанской встречи, так как не хотелось бы после Казани заново начинать обсуждать с критических позиций то, что делает армянская сторона.
«Новости-Армения» — Сегодня много говорится о возможности ввода миротворческих сил в регион. Как вы к этому относитесь?
А.Саркисян - О каких миротворческих силах может идти речь в условиях серьезного противоречия между сверхдержавами по позициям, касающимся не только Армении и Азербайджана, но и региона в целом? Какие страны готовы взять на себя такие гарантии? Насколько эти страны будут готовы при возможном обострении ситуации жертвовать жизнями своих солдат.
Есть более существенная проблема: в одном случае, с одним списком таких стран может не согласиться Армения, в другом — Азербайджан, а с точки зрения Ирана — это вообще неприемлемо. Неужели мы хотим еще одного очага напряженности в регионе? Тем более, и это много раз говорилось, что все эти миротворческие силы, при всем уважении к их роли, не решают подобные вопросы, а наоборот, зачастую, провоцируют новые обострения.
Поэтому, резюмируя все сказанное, отмечу: во-первых, мы в любом контексте против этих принципов, поскольку они приведет к разбалансировке уже существующего паритета, а значит новому противостоянию. Во-вторых, мы считаем, что даже если процесс идет в этом ключе, необходимы консультации президента с руководителями партий, причем это надо хорошо подготовить. В- третьих, надо именно сейчас подумать о том, каким образом поменять полномочия Минской группы ОБСЕ, чтобы она намного шире охватывала проблему и по сути принимала соответствующие меры.
«Новости-Армения» — Вы допускаете вероятность давления на стороны в Казани?
А.Саркисян - Давления не исключаю, но есть национально-государственные интересы, которые не идут ни в какое сравнение с любым давлением, любым отношением к тебе со стороны того или иного государства, какое-бы это государство ни было. Я понимаю давление, когда стороны искусственно тянут или не хотят договориться по самым простым вопросам. Но, когда речь идет о национальных, государственных интересах, более того, есть возможность очень опасных, ошибочных шагов, то надо все это объяснить.Надо иметь мужество противостоять этому давлению. Подвергать опасности геноцида наш народ мы не имеем право. В этом плане у нас самые свежие исторические примеры.
«Новости-Армения» — Правильно ли я понял, что вы не ожидаете скорейшего урегулирования карабахской проблемы?
А.Саркисян - Нет, конечно, скорейшего урегулирования не будет. Даже если какие-то базовые позиции будут приняты за основу, то следующим этапом станет вовлечение НКР в процесс переговоров, то есть, естественно, начнется новый процесс.
Но хотел бы сказать, что нынешний статус-кво больше всего устраивает азербайджанскую сторону, как ни странно это звучит, но это совершенно очевидно. Баку прекрасно понимает, что если не добьется односторонних уступок от армянской стороны, а таких уступок он никогда не добьется, то, естественно, будет заинтересован в сохранении статус-кво, потому что любое нарушение паритета приведет к таким непоправимым результатам, что никому мало не покажется. Кроме того, против них объединится все армянство. Слишком много личного они потеряют, личное богатство, благосостояние. Нет тени сомнения в заинтересованности Алиева в том, чтобы все осталось, как есть, чтобы не ворошили улей.
А выстраивание образа врага-армянина — это форма самоидентификации, процесс самоутверждения за счет соседа. Но это делается настолько грубо и неестественно. Они никак не могут разобраться со своим генезисом, ну и путь продолжают в том же духе. Но, что дальше? В этом контексте армянской стороне нужно очень хладнокровно разобраться в ситуации, разработать четкую концептуальную позицию.
В крайнем случае, я считаю, что армянская сторона должна признать законность процесса выхода Карабаха из состава Азербайджана и формирования нового государства НКР. Азербайджан должен знать, что если он будет растягивать процесс, то армянская сторона может пойти на такой шаг. Армянская сторона должна сделать это для того, чтобы вернуть переговорный процесс в нормальное русло, к сути проблемы. Это не будет каким-то демаршем или выпадом, а тем самым действием, которое вернет процесс к сути проблемы.
Наше предложение в корне отличается от того, что было представлено фракцией «Наследие». Мы всегда говорили, что при признании НКР документ должен состоять из двух пунктов. Первое то что я уже сказал, и второе: мы должны дать право законно сформировавшемуся государству, его населению самоопределиться. Так как они, приобретя независимый от Азербайджана статус должны определиться: хотят ли остаться независимым государством или объединиться с Арменией Это логичный подход Наше предложение — признание законности выхода из состава Азербайджана и формирования государства обеспечивает именно это право.
Источник: АМИ «Новости-Армения»