Эксклюзивное интервью начальника управления туризма и территориально-экономического развития Министерства экономики Армении Мехака Апресяна информационному агентству «Новости-Армения».
«Новости-Армения» — В международном рейтинге Всемирного экономического форума по конкурентоспособности туристического рынка 139 стран Армения заняла 90 место, значительно уступив всем странам региона за исключением Ирана. При этом по индексу нормативно-правовой базы в сфере путешествий и туризма Армения занимает 58-ю позицию, по индексу бизнес-среды и инфраструктуры в туристической отрасли – 100-ю позицию, а по показателю человеческих, культурных и природных ресурсов – 107-ю позицию. Как Вы прокомментируете тот факт, что Армения занимает такие слабые позиции?
М.Апресян — Я не согласен с результатами доклада полностью, поскольку у меня есть оговорки в отношении представленных в нем показателей. Несмотря на некоторый прогресс и даже существенные изменения по некоторым показателям, все еще есть проблемы, в частности, в используемых представителями Всемирного экономического форума источниках и методах сбора информации, на основе которых делается этот доклад.
В 2009 году по некоторым компонентам Армения заняла не очень благоприятные позиции, с чем я не был согласен и обратился с соответствующим письмом во Всемирный экономический форум. В частности, в вопросе оценки прозрачности поля, регулирующего туристическую отрасль, в том числе по прозрачности проводимой политики, Армения находилась на 103-м месте, значительно уступая Грузии и Азербайджану.
Мы не согласны с подобной позицией, поскольку в Армении проводится достаточно прозрачная политика, что обусловлено подходами государства. По поручению премьер-министра все государственные органы при введении в обращение любой законодательной инициативы представляют эти проекты на сайтах своих ведомств. Они открыты для общественных обсуждений с частным сектором, которые проводятся как на стадии подготовки, так и рассмотрения документов до их официального введения в обращение. Причем зачастую эти инициативы исходят от самих представителей рынка.
«Новости-Армения» – Чем же тогда обусловлен столь низкий рейтинг Армении по этому показателю?
М.Апресян — Как отметили в ВЭФ, подобные результаты были основаны на базе проведенных в Армении опросов, и я хотел бы обратиться к представителям частного сектора с просьбой и предложением предоставлять правильную информацию, поскольку это исходит из интересов всей страны.
Зачастую бизнесмены пассивно реагируют на подобные опросы либо из-за нехватки времени, а иной раз просто копируют ответы из предыдущего опроса, даже не удосужившись внести соответствующие поправки. Такое отношение негативно сказывается не только на имидже страны, но и самом частном секторе. В данной связи я призываю предпринимателей более реалистично и с большей степенью ответственности подходить к этим опросам.
В результате проведенной работы уже в этом году по показателю прозрачности проводимой политики Армения улучшила свои позиции на 50 пунктов и заняла 53 место по итогам 2010 года против 103-го в 2009 году. К сожалению, это не оказало существенного влияния на окончательный индекс, поскольку по ряду иных показателей мы значительно отстаем, с чем во многом я также не согласен.
«Новости-Армения» — Можете указать несколько пунктов, по которым Армения не согласна с оценками ВЭФ?
М.Апресян — К примеру, в пункте относительно простоты визового режима Армения находится на 126 месте, что я считаю неприемлемым. Такого не может быть, поскольку Армения предоставляет возможность получить визу не только посредством диппредставительств, но также и в электронном виде в режиме он-лайн. Более того, предусмотрена возможность получения визы прямо на месте прибытия по достаточно упрощенному порядку. Таким образом, по показателю легкости предоставления въездной визы Армения должна находиться, как минимум, в пятерке лучших стран в мире. При этом ВЭФ объясняет подобный результат (126 место), ссылаясь на официальную документацию – законодательство, статданные, а также опросы.
В целом, все механизмы предоставления виз действуют, но есть проблема возникновения очередей при наличии серьезного потока туристов на контрольно-пропускных пунктах. В данном направлении уже ведется соответствующая работа по расширению возможностей КПП, в частности, по увеличению их пропускной способности при прохождении паспортного контроля и выдаче виз. Хочу отметить, что когда из Ирана к нам прибывает большой поток туристов, никаких технических сложностей не возникает.
Что касается соседних стран, то ситуация в Армении не сильно отличается от Грузии и даже для некоторых стран въездную визу в Армению можно получить значительно быстрее и дешевле, чем грузинскую. При этом с июня 2009 года Армения еще больше упростила визовый режим, разделив ее на различные категории, предусмотрев минимальный срок с низкими тарифами, в частности, помимо традиционного срока в 120 дней за 15 тыс. драмов, предусмотрено также предоставление визы сроком на 21 день за 3 тыс. драмов. В Грузии въездная виза стоит значительно дороже.
У нас с визовым режимом вообще не возникает никаких проблем и, следовательно, мы должны находиться в лучшей пятерке или десятке, но никак не на 126-м месте.
Также неприемлемо 102-ое место Армении по категории человеческих, культурных и природных ресурсов. Непонятна система оценки, поскольку культурное наследие в Армении достаточно богатое, и на 1 кв.м территории приходится по одному памятнику культуры, причем их число по всей стране превышает 26 тысяч, многие из которых внесены в списки ЮНЕСКО. В данной связи становится непонятно, каким образом по этому показателю Армению опережают такие страны, как Азербайджан, Киргизия, Грузия, и какие источники использовались для составления этого показателя.
Что касается человеческих ресурсов, то хотя и есть определенные упущения в подготовке кадров в сфере обслуживания, однако в этом направлении ведется регулярная работа. По этому показателю ситуация в Армении значительно лучше, чем в соседней Грузии, стремление которой обмениваться опытом мы приветствуем. Примечательно, что наши студенты в летний сезон по просьбе грузинской стороны проводят практику в Грузии для обеспечения качественного обслуживания и представления армянского опыта в Грузии. Поэтому не совсем понятно, каким образом Грузия в этом вопросе опережает Армению.
«Новости-Армения» – Есть ли направления, по которым показатели Армении улучшились?
М.Апресян — Немного улучшился — на 5 пунктов, показатель по наличию и предоставлению в стране услуг по аренде автомобилей. В данной связи в прошлом году мы также обращались в ВЭФ с письмом, что в Армении представлены многие всемирно известные бренды по прокату автомобилей и выразили недоумение в связи с таким низким показателем в этой сфере.
С точки зрения цен по прокату автомобилей в Армении тоже ситуация благоприятная. Хотя есть направления в этой сфере, которые нуждаются в улучшении, в частности, в плане страхования и безопасности, где уже ведутся работы, предусмотрены соответствующие положения по изменению законодательства.
«Новости-Армения» – Как вы считаете, на что нужно обратить особое внимание?
М.Апресян – На развитие инфраструктур, человеческий потенциал, проведение качественных исследований, что очень важно для развития рынка и разработки правильной концепции, а также необходимо добиться продолжительного улучшения качества предоставляемых услуг. Еще в 2008 году государство приняло соответствующую концепцию, которая последовательно осуществляется, хотя с учетом кризиса некоторые крупные проекты были перенесены на более поздние сроки. Уже зафиксированы значительные изменения, сфера достаточно положительно и динамично развивается, хотя есть недостаток в полноценных кадрах, соответствующих спросу на рынке.
При том, что я не согласен со многими представленными в отчете показателями, должен признать, что в сфере туризма имеются проблемы, и в наших долгосрочных планах предусматривается добиться значительного повышения нашего рейтинга, чтобы войти хотя бы число лучших пятидесяти стран. Для решения всех проблем мы уже инициировали создание законодательного пакета, связанного с туристической отраслью, который уже представлен на рассмотрение правительства.
Предусмотренные изменения будут направлены на стимулирование внутреннего туризма и улучшение сферы в целом. Также эти изменения коснутся защиты прав потребителей, повышение качества услуг, обеспечение всех обязательств и решение многочисленных вопросов, в том числе по реализации государственной программы стимулирования туристической отрасли, включая конкретизацию полномочий туроператоров, в частности, механизмы их лицензирования.
Источник: АМИ «Новости-Армения»