NEWS.am приводит статью Альберта Григоряна «Инициировать судебный процесс века», опубликованную в «Nouvelles d`Arménie»:
10 августа 1920 г. Британская империя, Франция, Япония, Италия и государства-союзники, включая Армению, встретилась в Севре, чтобы установить новый мировой порядок. Среди основных положений принятого тогда договора было две статьи (88 и 89) о создании Армянской Республики. Мандат выполнения положений, касающихся (Великой) Армянской Республики, был возложен на Соединенные Штаты.
В то время как представители Армении вели переговоры с союзниками относительно положений Севрского договора, страна находилась в состоянии войны за выживание с армией Кемаля Ататюрка, который недавно стал союзником большевистской России. Большевизация Армении в ноябре 1920 г. была, по мнению некоторых историков, решением для того, чтобы остановить турок. Большевизация родила Армянскую Советскую Республику. Она оказалась в новой и очень большой политико-правовой структуре…
Любопытно, что отказ американских сенаторов ратифицировать Севрский договор (включая мандат США относительно Великой Армении) имел место после большевизации Армении. Лозаннский договор, подписанный 24 июля 1923 г., заменил Севрский договор, но Армения уже не упоминалась. Договор молчаливо одобрил военные действия, в том числе Геноцид османских армян: нет суда, нет приговора, нет репараций для армян…
Какими бы ни были причины такого изменения позиции, мы можем лишь отметить, что у независимой Армении не было ни времени, ни возможности подготовить и инициировать какой-либо процесс против Турции. Советская Армения просто не имела права подать иск против Турции. Ей пришлось ждать 50 лет, чтобы осмелиться возвести в Ереване мемориал, посвященный жертвам Геноцида армян. С 1965 г. пережившие Геноцид и потомки жертв Геноцида армян не прекращают требовать признания исторических фактов на международном уровне (необходимый этап до того, как требовать репараций), однако не достигают ощутимых результатов.
Текущий контекст
Падение Советского Союза переписало мировой порядок и создало новые геополитические реалии. Оно породило независимую Армению – субъект международного права и наследник первой Армянской Республики (которая присутствовала в Севре). Существование Армении является очевидным напоминанием международному сообществу и турецкому обществу об исторических реалиях, которые турецкие власти пытались скрыть на протяжении десятилетий, и рассматривается Турцией как потенциальная угроза для ее национальной безопасности.
В отсутствие независимой Армении претензии потомков Геноцида не считались в Турции реальной угрозой. Они, по сути, не были переданы на более высокий уровень суверенным армянским государством, чтобы быть услышанными со стороны международного сообщества. С появлением на карте государства, воплощающего армянское наследие, все изменилось: теперь в Турции звучат голоса, требующие признать то, что действительно произошло во время Первой мировой войны. Армяне, которые уже давно жили в Турции и говорили о своей национальности с большой скрытностью, в настоящее время более активно работают для восстановления своей национальной идентичности (что было немыслимо еще десять лет назад). Турецким властям будет все труднее скрывать правду от собственного общества.
С возрождением независимой Армении позиции властей стран, принявших у себя переживших Геноцид и потомков жертв Геноцида армян, тоже изменились. Многие французские политики задаются вопросом о форме претензий армян.
Некоторые считают, что защищать права и интересы армян на международном уровне следует Армении. Другие предлагают Армении решить свои проблемы непосредственно с Турцией. Футбольная дипломатия, вероятно, является результатом проявления воли международного сообщества ввести новые рамки для дискуссии между турками и армянами.
Пора инициировать суд века
Лично я считаю, что неоднократные нарушения президентами США, Франции и другими своих предвыборных обещаний о признании Геноцида армян во имя государственных интересов, что унизительно для армянского народа, очень поучительны: Соединенные Штаты и Франция не могут жертвовать своими экономическими, финансовыми и политическими интересами ради своих граждан армянского происхождения, особенно когда Турция сегодня больше не является «больным человеком» Европы прошлых лет. Парламенты признают Геноцид армян только когда нужно смирить Турцию в том или ином вопросе. Сколько десятилетий нам еще понадобится, чтобы понять эту реалию?
Как же тогда продолжать борьбу? Я не эксперт в области международного или уголовного права, однако я думаю, что настало время (после 20 лет независимости Армении) извлечь борьбу из эмоционального и декларативного поля и перенести в политико-правовое поле. Требовать признания Геноцида армян в парламентах стран путем принятия парламентских резолюций, решений или заявлений в пользу этого признания – это полезно, но явно недостаточно, даже устарело.
Армянский мир должен адаптировать свою борьбу к новым геополитическим реалиям: не могут ли армянская диаспора и Армения совместно составить обвинительное досье и начать судебный процесс века против Турции в Гаагском международном суде? Основная функция Гаагского суда на самом деле в том, чтобы урегулировать правовые споры, представленные государствами, и дать заключение по вопросам, поставленным перед ним. Все условия, по всей видимости, существуют для такого процесса: Армения является субъектом международного права (как и Турция), а армянская диаспора (по большей части) является прямым последствием Геноцида, совершенного Османской империей, наследником которой сегодня является Турция.
По поводу 100-летия Геноцида армян Армения и диаспора должны требовать справедливости от Турции в международном суде, а не в парламентах стран, принявших потомков Геноцида (моральная и культурная компенсация, материальные и финансовые репарации и, почему бы нет, реституция земель…). Процесс должен стать судом века и создать прецедент, как на Нюрнбергском процессе 1946 г.
Нет ничего невозможного. Однако для того, чтобы такой (широкомасштабный) демарш был надежен, уважался и был услышанным Международным судом и международным сообществом, он должен быть инициирован нацией-государством (Армения и армянская диаспора), способным обеспечивать уважение к праву и справедливости у себя дома…