Предоставленная Комитетом по государственным доходам информация о внешней торговле за прошлый год дает богатую пищу для предположений об объективности розничных цен на ряд товаров.
За последнее время власти много говорят о прозрачности деятельности бизнеса, особенно крупного. Ведь для Армении, как и большинства других постсоветских республик, в условиях отсутствия этой самой прозрачности, характерны засилье монополий, сговоры между оптовиками, розничными продавцами и производителями…
В цивилизованных странах давно осознали важность корпоративной ответственности бизнеса перед обществом, которое у «них» выражается в социальных инвестициях. Кое-что предпринимается и у нас, но с корректировкой на национальные особенности.
Давно замечено, что классическими социальными инвестициями у нас занимаются, как правило, компании с иностранным капиталом. Местные же крупные бизнесмены, как правило, ограничиваются разовыми благотворительными акциями, смахивающими на подачки. Причем, что весьма подозрительно, эти акции активизируются «почему-то» в предвыборные дни…
Но ответственность бизнеса перед обществом гораздо более широкое понятие, чем те же инвестиции, несмотря на важность последних. Образно говоря, крупные (а вместе с ними и остальные) бизнесмены, не задумываясь о будущем страны, и, почему бы и нет, о будущем своего бизнеса тоже, рубят сук, на котором сидят.
Нынешнее состояние с ценами вселяет неуверенность в будущем среди малообеспеченных слоев населения, и нередко, в условиях массовой, явной и скрытой, безработицы, становится причиной их миграции в другие страны. Понятно, что вследствие миграции семей (не гастарбайтеров, а именно семей, в полном составе!) сужается контингент потенциальных покупателей товаров и услуг.
Если дела так пойдут, то в скором времени бизнесменам некому будет продавать свою продукцию! Корпоративная «безответственность» выражается в том, каждый, отдельно взятый бизнесмен «по наивности» считает свою деятельность «безвредной» для экономики страны. Но, совместными их «усилиями» создается та картина, которая наблюдается ныне на нашем потребительском рынке. Сказанное проиллюстрируем небольшим примером.
По данным Комитета по государственным доходам, таможенная цена масла растительного (в основном представленная подсолнечным) в прошлом году на таможенной границе составляла $1,02 за килограмм. В эквиваленте, по средневзвешенному курсу валют в Армении, это составляло 380,8 драмов за тот же килограмм. В том же году, согласно официальным данным, средняя розничная цена того же растительного масла составляла 787 драмов, но уже за литр. Если литры пересчитать на килограммы, то получим розничную цену в диапазоне 849-855 драмов за 1 килограмм.
Таким образом, абсолютная разница между таможенной и розничной ценой составляет, округленно, 468-474 драма за килограмм. Соотношение же между ними кратное, вплоть до 2,2 раза. Даже с учетом уплаты НДС, транспортных расходов по территории республики, обеспечения торговых скидок оптовикам и розничным продавцам, подобную разницу можно считать чрезмерной.
По самым скромным (даже не скромным, а скромнейшим!) подсчетам, розничная цена масла растительного превышает экономически обоснованную цену на 150 драмов за 1 литровую бутылку. Между тем бутылок таковых, в годовом разрезе, порядка 20 миллионов… Итого теоретический навар составляет не менее 3 млрд. драмов, или, в эквиваленте, $8 млн. Сумма немалая, по линии одного лишь товара. А последних, естественно, насчитывается порядочный ассортимент…
По сахару, например, розничная цена превышала таможенную стоимость почти в три раза (точнее – в 2,9 раза).
Можно было бы, наподобие масла растительного, рассчитать по сахару величину сверхприбыли, но и так предельно ясно, что последняя так же представляет грандиозную сумму. Ведь сахара в прошлом году было импортировано около 97,8 тыс. тонн…
Как следует полагать, в том же духе формируют цены на свои товары и услуги другие предприниматели, в том числе отечественные производители. Иначе, как получается, что розничные цены на многие товары у нас выше, чем в «богатых» европейских странах.
Альберт Хачатрян