Положение Турции, в том числе географическое, заставляет считаться с ней. Как заявил тюрколог Рубен Мелконян на пресс-конференции 22 марта, проводимая ныне Турцией политика неоосманизма нацелена на повышение роли Анкары на Балканах, Ближнем Востоке и Северной Африке.
Параллельно претензиям на повышение авторитета Анкары в мусульманском и арабском мире повышается авторитет Реджеба Тайипа Эрдогана, о чем свидетельствует признание его человеком года по итогам соцопроса. Турция активно выступила на фоне событий в Египте, в контексте событий в Ливии тоже проявила активность. Вместе с тем, наблюдается укрепление контактов Турции с США, о чем свидетельствуют телефонные переговоры с президентом Обамой. «Пользуясь отсутствием выраженного лидера в арабском мире, Турция стремится стать посредником между Западом и Востоком», — отметил тюрколог.
По его словам, в дальнейшем Турция может предъявить претензии на роль посредника в урегулировании конфликтов в кавказском регионе, в том числе в урегулировании карабахского конфликта, что для армянской стороны неприемлемо.
Тюрколог также выразил мнение, что активная внешняя политика используется властями Турции во внутренней политике, являясь своеобразным экзаменом на получение симпатий исламистских сил в контексте предстоящих выборов. В целом, на данном этапе интересы США и Турции совпадают, и это не может не беспокоить РФ, и Россия поэтому стремится к укреплению экономических связей с Анкарой. Что касается Азербайджана, то он не входит в сферу интересов Турции, считает Рубен Мелконян. «Азербайджан находится в зоне экономического и политического влияния Турции, являясь скорее одной из провинций», — отметил тюрколог. По мнению Рубена Мелконяна, у турецко-азербайджанского тандема в будущем будут серьезные потери.