Между ОБСЕ и Ереваном пока нет полноценного взаимодействия: интервью главы Ереванского Бюро ОБСЕ

Интервью главы Ереванского Бюро ОБСЕ, посла Сергея Капиноса NEWS.am

ОБСЕ в Армении воспринимают как политическую организацию, занимающуюся урегулированием конфликтов. Однако Вы очень часто делаете заявления и предложения относительно экономической или экологической политики. Являются ли подобные заявления частью миссии ОБСЕ или Вы выражаете свое личное мнение?

ОБСЕ – исключительная международная организация. Она занимается проблемами безопасности системно, имея дело как с ранним предупреждением и предотвращением конфликтов, так и урегулированием кризисов и постконфликтным восстановлением. В ОБСЕ разработана уникальная концепция международной безопасности в трех «измерениях» – военно-политическом, экономико-экологическом и человеческом. Все они равнозначны.

Военно-политическое измерение ОБСЕ считается классическим и, к сожалению, до сих пор воспринимается общественностью как основная сфера вовлечения организации. Это далеко не так. С самого начала своего существования ОБСЕ рассматривала экологию в качестве одного из ключевых компонентов безопасности.

Трансграничные проблемы окружающей среды – одна из вероятных причин политической напряженности и даже конфликтов между государствами. ОБСЕ решает также задачи, направленные на развитие экономического сотрудничества между странами, формирование «общих знаменателей» такого взаимодействия и распространение надлежащей практики хозяйственного регулирования и управления. Бюро ОБСЕ в Ереване, как я уже неоднократно отмечал, пытается оказывать содействие государству в проведении системных реформ, нацеленных на формирование новых институтов и усовершенствование уже действующих, способствующих улучшению делового климата и предпринимательской активности в стране. Прочная безопасность невозможна без соблюдения прав человека и основных свобод, поэтому ОБСЕ работает по таким направлениям как борьба с торговлей людьми, проведение выборов, соблюдение прав человека, меньшинств, свобода СМИ и т.д.

Эксперты отмечают Вашу острую критику экономической политики Армении. Вы действительно сторонник революционных решений?

Как экономист я оцениваю — но не экономическую политику, а экономическую модель, которая сложилась в Армении в 90-е годы и существует по сей день. Я уже говорил раньше, что у нее много общего с классической латиноамериканской системой, для которой характерны монополии и влиятельные неформальные институты и от которой решительно оторвались и ускоренно развиваются лишь немногие страны этого континента – в первую очередь Чили, Перу и Коста-Рика. Их опыт во многом поучителен для государств, стремящихся идти в ногу со временем, и в т.ч. для Армении.

Считаю, что смелые, как вы выразились, революционные решения нужны, но только тогда, когда того требует ситуация и когда сохраняется эволюционно логическая составляющая развития. Нельзя забывать, что революционные решения двигают науку, научно-технический прогресс. Они способны обеспечить исторические прорывы.

В целом же я – за эволюционное развитие, а не за накопление проблем и противоречий, которые рано или поздно приводят к социальным взрывам. Эволюция в обществе – это реформы. Без реформ, а значит системных преобразований, движения вперед даже на средних исторических дистанциях невозможно. Полагаю, что тот, кто рассматривает реформы лишь как косметические процедуры, способствует заталкиванию проблем вглубь, их накоплению и нагнетанию с легко предсказуемым результатом.

Считаю, что реформы в Армении возможны, назрели и могут быть весьма успешными. Но решать вопрос об их необходимости, целесообразности, формах и масштабах может только армянский народ. Международные организации могут лишь давать советы и оценки, оказывать содействие, иногда очень существенное.

В одном из своих недавних высказываний Вы затронули проблему олигополий. Как Вы оцениваете недавние законодательные инициативы правительства по защите конкуренции? Считаете ли Вы их достаточными для защиты конкуренции?
 
Выскажу банальные для экспертного сообщества мысли. Олигополии возникают там, где экономика монополитизирована, где малый и средний бизнес играет маргинальную роль, где высока степень поляризации доходов. Монополии и конкуренция антиподы. Без конкуренции, основополагающего института рыночной экономики, по Гегелю — единства и борьбы и противоречий, невозможно развитие.
 
Не хотелось бы давать оценку только разворачивающимся активным действиям по развитию конкурентной среды, которая для устойчивого экономического развития нужна, как воздух. Бюро ОБСЕ поддерживает усилия в этом направлении. Уверен, что, если они будут решительными, системными и долговременными, если будут сопровождаться эффективной политикой по поддержке малого и среднего бизнеса, фискальными реформами, реформой судебной системы и преобразованиями в ряде других областей, успех будет обеспечен.

Мировой экономический кризис поразил большинство стран мира, в том числе с высокоразвитыми, эффективными национальными хозяйствами. При наличии общих мировых тенденций и глобализации нельзя забывать о значительных различиях между странами в уровне развития, структуре, степени вовлеченности в мировую торговлю и т.д. Разными должны быть и рецепты по выходу из кризиса. Было бы легкомысленно давать рецепты в коротком интервью. Многие из них прекрасно известны и успешно реализуются экономическими госструктурами Армении. Хочу лишь заметить, что те позитивные начинания, которые предприняты правительством страны по выходу из кризиса, только тогда, по моему мнению, дадут устойчивый, долгосрочный положительный эффект, когда будут сопровождаться соответствующими духу и требованиям времени реформами в системе госуправления. Их основу может составить успешно зарекомендовавшая себя в целом ряде стран — таких как, например, Южная Корея, Вьетнам, Мексика и др.- реформа системы государственного регулирования. Необходимость реформ системы госуправления осознается во многих странах, в том числе развитых. Регуляторные реформы, например, проводились в США и Италии.

Система эффективного государственного управления (по-английски good governance, это  часто переводят искаженно) включает многие составляющие. Это и наличие адекватной структуры управления, правовой базы и эффективной судебной системы, отделенной от других ветвей власти. Это и использование эффективных технологий выработки оптимальных решений и политики в той или иной области. Это и эффективная кадровая политика. Этот ряд можно продолжать и продолжать.

Полагаю перечисленного достаточно, чтобы понять суть. Хочу лишь заметить, что есть разные показатели эффективности системы госуправления. Один из наиболее выразительных — уровень и масштабы коррупции. Эффективное управление и коррупция находятся на разных полюсах. Известны оценки коррупции в Армении, данные международной организациeй «Transparency International». Острота проблемы признается всеми. Но вряд ли это социальное зло можно побороть только силовыми методами. Гораздо эффективнее добиваться этого, решая общие управленческие проблемы.

Выполняет ли ОБСЕ какую-либо миссию по содействию региональной экономической интеграции?

Суть деятельности ОБСЕ можно сформулировать коротко: безопасность через сотрудничество. Если говорить о Бюро ОБСЕ в Ереване, то согласно действующему мандату оно может оказывать содействие принимающему государству в налаживании и развитии сотрудничества на пространстве Организации. Экономическая интеграция- высшая форма регионального сотрудничества. Говорить о ней в Закавказье рано: по известным причинам пока не завязалось полноценного регионального взаимодействия даже на низовом уровне. Отмечу, что Армения выступает за развитие регионального сотрудничества. Поддерживаем эту позицию. Только через меры доверия, различные формы взаимодействия можно создавать предпосылки и атмосферу  для урегулирования конфликтов и спорных вопросов вообще.

Интервью подготовил Самвел Авагян

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.