Позиция НКР как основной стороны конфликта важна в первую очередь – замглавы МИД Армении

Эксклюзивное интервью заместителя министра иностранных дел Армении Шаварша Кочаряна Агентству международной информации «Новости-Армения»

«Новости-Армения» — Господин Кочарян, можно ли говорить о новой ситуации в процессе урегулирования карабахского конфликта после встречи президентов Армении, России и Азербайджана в Сочи?

Ш. Кочарян - Можно, хотя после Сочи было заявление Азербайджана о том, что мирное урегулирование не исключает военных действий. То есть, как бы повторяется ситуация после подписания Майндорфской декларации.

«Новости-Армения» -  По некоторым оценкам, сегодня, на фоне усилий сопредседателей Минской группы ОБСЕ и особенно России, направленных на решение карабахской проблемы, напряженность в зоне конфликта не только не спадает, но даже нарастает. Чем Вы это объясните?

Ш. Кочарян  - Действительно, существует корреляция между усилиями сопредседателей Минской группы, а если конкретно, инициативами президента России Дмитрия Медведева и ростом напряженности. Если попробовать изобразить это в виде точек и кривых, то получится, что рост напряженности и усилия президента России как бы идут параллельно. То есть, получается странная закономерность: чем больше усилий прилагают страны -сопредседатели Минской группы для подвижек в разрешении конфликта, тем больше растет напряженность на азербайджано-карабахской линии противостояния, тем чаще звучат милитаристские  и антиармянские заявления Баку.

Эти действия азербайджанской стороны по эскалации напряженности направлены как на срыв подвижек в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта, так и дискредитацию сопредседательства Минской группы.

Сопредседатели Минской группы вместе с личным представителем действующего председателя ОБСЕ Анджеем Каспршиком осуществляют  две важные миссии. Первая — это содействие в достижении сторонами всеобъемлющего мирного договора, что предполагает компромиссы всех сторон конфликта.

Бескомпромиссная и деструктивная позиция Баку уже совершенно четко всем понятна: «или все, или ничего», «или все, или война». Естественно, что такая позиция одностороннего получения всего «на блюдечке с нефтяной каемочкой» и запугивания во внутриполитических целях собственного народа заранее обречена на провал и остается главным тормозом на пути урегулирования. Однако Азербайджан пытается возложить собственную ответственность за неурегулированность конфликта на сопредседательство Минской группы.

 »Новости-Армения» -  А  в чем заключается вторая миссия Минской группы и Анджея Каспршика?

Ш. Кочарян - Вторая миссия сопредседательства Минской группы и посла Каспршика заключается в содействии сохранению существующего режима прекращения огня. Худо-бедно, но он сохраняется и не перерастает в открытые военные действия, хотя со стороны Азербайджана такая попытка предпринималась в период президентских выборов Армении. Это была провалившаяся разведка боем, но, в целом, широкомасштабных боевых действий не было. В том, что перемирие поддерживается без всяких миротворцев только усилиями сторон, есть заслуга и  Минской группы вместе с группой  по мониторингу и естественно, что каждая встреча, особенно на высшем уровне способствует поддержанию режима прекращения огня.

Так вот, всякие провокации на границе до или после встреч направлены на дискредитацию этих посреднических усилий. То есть, все действия и заявления Азербайджана направлены на дискредитацию сопредседательства Минской группы по обоим направлениям. Если к этому добавить тот общеизвестный факт, что Баку маниакально пытается вывести вопрос из рамок формата Минской группы в другие форматы, то политика Азербайджана по торпедированию переговорного процесса и дискредитации сопредседательства Минской группы становится более очевидной.

«Новости-Армения» — Какие шаги, на взгляд армянской стороны, необходимы для укрепления мер доверия в зоне конфликта?

Ш. Кочарян - Конечно, когда речь идет об армянских сторонах, очень важно учитывать, что основной стороной конфликта является Нагорно-Карабахская Республика. Поэтому крайне важна, в первую очередь, позиция НКР. Общеизвестно, что на предложение, которое поступало от посредников и было озвучено также и генеральным секретарем ООН, и представителями многих международных структур об отводе снайперов от линии соприкосновения, положительно отреагировали и в Степанакерте, и в Ереване, а Баку отказался. Отвод снайперов — один из шагов, который мог бы способствовать повышению мер доверия и снижению напряженности.

Во-вторых, конечно, нужно придерживаться уже подписанных сторонами документов. Речь идет и о самой договоренности о режиме прекращения огня 1994 года. В 1995 году НКР, Азербайджан и Армения подписали еще один документ, где очень подробно прописаны все те шаги, которые нужно предпринять для исключения всевозможных инцидентов, информировать друг друга, проводить расследования. Подписи есть, но  это осталось на бумаге, и не случайно во время последней встречи в Сочи опять возникла необходимость реанимировать ту часть соглашения, которая говорит о необходимости предотвращения и расследования инцидентов.

Третий шаг -  это, разумеется, необходимость контроля над поставками в регион вооружений. Ведь ни для кого не секрет, что Азербайджан вооружается и не скрывает, для чего он это делает. Армянские стороны имеют адекватный ответ на любые авантюры Азербайджана, но сама гонка вооружений идет вразрез с обязательствами по укреплению мер доверия.  Строгий контроль необходим также,  поскольку со стороны Азербайджана  нарушены все нормы,  предусмотренные договорами о вооружениях.

Необходимы также дипломатическое давление и публичные заявления, адресованные общественности Азербайджана, у которой, из-за жесткого контроля над СМИ в этой стране, может сложиться ложное ощущение, что весь мир поддерживает авантюристический курс Баку.

Но одно совершенно очевидно: ни о каких мерах доверия не может идти речи, если одна из сторон на самом высоком  официальном уровне все время озвучивает атиармянскую пропаганду, культивирует армянофобию. Я уже не говорю о таких действиях, как  разрушение исторических памятников, в частности, варварское уничтожение хачкаров в Джуге. Все это на фоне милитаристской риторики препятствует установлению мер доверия.

Если указанные выше шаги не будут осуществлены или  не дадут результата, то останется единственное — международное признание НКР.

«Новости-Армения» — Совсем недавно в эфире телекомпании «МИР» вы показали документ, в котором Гейдар Алиев поручает вице-спикеру парламента вести переговоры об организации встречи  руководства Азербайджана и Нагорно-Карабахской Республики?  
 
Ш. Кочарян -
На сегодняшний день никакой официальной реакции со стороны Баку не поступало, и я думаю, это не случайно, потому что такой документ не укладывается в русло сегодняшней политики Азербайджана. Азербайджанская сторона, которая осуществляла широкомасштабную агрессию против Нагорно-Карабахской Республики, с лета 1993 года сама была вынуждена запросить перемирия. До того она игнорировала все призывы посредников, резолюции ООН, каждый раз питая иллюзии, что новая военная кампания приведет к желаемому для них результату, то есть к полной этнической чистке в НКР.

Вначале, используя преимущество в военной технике и помощь около 2000 боевиков международных террористических структур, Азербайджану удалось оккупировать и подвергнуть этническим чисткам около 40% территории НКР. До сих пор часть этих территории находятся под оккупацией азербайджанской армии. Однако, затем каждое военное наступление завершалось поражением и отступлением азербайджанской армии.

В результате Баку  сам попросил перемирия, а для этого, естественно, должен был обратиться именно к стороне конфликта — Нагорно-Карабахской Республике. Переговоры шли в двустороннем формате, и есть целый ряд подписанных документов по этому поводу.

 В частности, нынешний министр обороны Азербайджана Сафар Абиев, бывший тогда начальником Генштаба, неоднократно обращался с письмами со своей подписью к Министерству обороны Нагорного Карабаха, командующему ВС Карабаха. Тогда было заключено несколько кратковременных перемирий. Здесь ключевую роль играло посредничество России посредством «факсовой дипломатии». То есть, российский посредник Владимир Казимиров рассылал тексты сторонам, они вносили свои изменения, и каждый по отдельности подписывали уже согласованный  текст. В результате соглашение вступало в силу.

Чтобы прийти к бессрочному соглашению о прекращении боевых действий, Гейдар Алиев дал полномочия вице-спикеру парламента Джалилову вести переговоры. Такие же полномочия получил тогдашний министр иностранных дел НКР Аркадий Гукасян. Их встреча состоялась в Москве, по результатам этой встречи было принято коммюнике, был выход к прессе. Затем в  Москве состоялась встреча Роберта Кочаряна (тогда президента НКР) и Гейдара Алиева. Именно в результате этих переговоров была подготовлена почва к принятию Бишкекского заявления, после которого был подписано бессрочное соглашение о режиме прекращения огня, которое действует до сих пор. В отличие от остальных кратковременных перемирий,  это соглашение было подписано и третьей стороной — Арменией.

Гейдар Алиев давал за своей подписью письменные полномочия по ведению переговоров для организации встречи руководства Азербайджана и НКР не только Джалилову, но также и Гулиеву, тогдашнему вице-премьеру. Это показывает, что для достижения ощутимого результата сторонам надо контактировать напрямую. Если Азербайджан хочет подвижек, он должен напрямую контактировать с Нагорно-Карабахской Республикой, что он сделал тогда, когда ему был нужен результат переговоров.

Сегодня  вопрос вовлечения НКР в переговорный процесс является своего рода лакмусовой бумажкой истинных намерений Баку. Пока Азербайджан исключает прямое участие Карабаха в переговорах, переговоры для него остаются ширмой для продолжения своей пропаганды по извращению сути конфликта и попыток спихнуть ответственность за последствия им же развязанной агрессии на армянские стороны.
 
«Новости-Армения» — Как бы Вы оценили заявление главы МИД Франции Алена Жюппе о том, что право народов на самоопределение является основополагающим принципом и вызванный этим фактом ажиотаж в Азербайджане?

Ш. Кочарян - Было бы сюрреалистичным не считать право народов на самоопределение  основополагающим принципом международного права, когда он записан в Уставе ООН, а также  во множестве иных международных документов. Он был, есть и будет основополагающим принципом независимо от того, что в Баку считают, будто они основополагают принципы международного права.

На самом деле, право наций на самоопределение и территориальную целостность нельзя противопоставлять. Сам по себе принцип территориальной целостности крайне важен и направлен на то, чтобы сильное государство не могло поглотить слабую страну или часть ее территории. Но в случае противопоставления территориальной целостности праву народов  на самоопределение, самоопределение теряет смысл.

Одной  из четырех целей ООН является согласно первой главе Устава ООН равноправие народов и их право на самоопределение. А во второй главе, где говорится о принципах, направленных на достижение этой цели, указана территориальная целостность. То есть, в этом случае принцип территориальной целостности применим к самоопределившейся Нагорно-Карабахской Республике, а не к Азербайджану.

Согласно определению агрессии по резолюции Генасамблеи ООН от 14 декабря 1974 года применение вооруженной силы против непризнанного или не являющегося членом ООН государства также является агрессией. Именно Азербайджан осуществлял агрессию против самоопределившейся НКР и ответственность за последствия вооруженного конфликта лежит на  нем — как на стране-агрессоре. Вот почему одно упоминание самоопределения как основополагающего принципа международного права вызывает в Баку паническую реакцию.
 
«Новости-Армени» — А как бы вы оценили позиции сторон в вопросе урегулирования конфликта?

Ш. Кочарян – Для достижения урегулирования армянские стороны уже проявили максимум возможного компромисса, и я могу привести примеры.

Так, изначально не ставилось целиком оправданное и справедливое условие о возвращении  Нагорно-Карабахской Республике ее оккупированных территорий и признании НКР.  Хотя такой шаг продемонстрировал бы, что у Баку нет прежних намерений проводить этнические чистки и деармянизировать Нагорный Карабах.

Кроме того, армянские стороны согласились принять Мадридские принципы в качестве основы для ведения переговоров. Эти принципы предполагают отложенный юридически обязывающий для сторон референдум о независимости, в то время как референдум в Карабахе был проведен  в соответствии с нормами международного права  и внутрисоюзного законодательства в 1991 году и  НКР состоялось как демократическое государство, причем в условиях отражения азербайджанской военной агрессии.

На днях президент Армении Серж Саргсян, во время визита в Латвию, еще раз повторил, что армянские стороны готовы  к компромиссному решению, основанному на трех принципах — неприменения силы, права на самоопределение и территориальной целостности.

А что же говорит Азербайджан? Он  не исключает военное решение, отрицает по сути самоопределение, а говоря о территориальной целостности, извращает этот принцип, возводя его в абсолют. Вот почему у нас нет подвижек.

Международное сообщество также считает, что принципы самоопределения народов и территориальной целостности не следует противопоставлять друг другу. Это однозначно показало решение Международного суда по Косово.

Можно напомнить, сколько за последнее время было актов признаний самоопределившихся государств, которые являются не прецедентами, а давно установившейся закономерностью: ведь если бы работал принцип территориальной целостности в противовес праву на самоопределение,  то число международно признанных государств — членов ООН с момента окончания Второй мировой войны не выросло бы более чем 3,5 раза. Да и Азербайджанская Республика образовалась “в нарушение международно признанных границ СССР”.

 

 

Источник: АМИ «Новости-Армения»

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.