Лидеры Азербайджана и Армении договорились завершить в кратчайшие сроки обмен военнопленными, а также «решать все спорные вопросы мирными средствами и проводить расследование возможных инцидентов вдоль линии прекращения огня». Эти договоренности были достигнуты в ходе трехсторонней встречи президентов Азербайджана, Армении и России в Сочи 5 марта.
Карабахский вопрос, как известно, достался Баку и Еревану в наследство еще от Советского Союза. Его безуспешно пытаются решать на протяжении 20 с лишним лет в различных форматах. Стали уже традиционными армяно-азербайджанские переговоры с подключением России. Накануне нынешней встречи наблюдатели не испытывали особого оптимизма – у всех на памяти были жесткие заявления, с которыми выступили Саргсян и Алиев в ходе встречи в Астане в конце 2010 года. Многие эксперты заговорили едва ли не о полном провале переговорного процесса.
Общение трех президентов в Сочи прошло на фоне очередной вспышки дипломатической и информационной активности, касающейся карабахской проблематики. В феврале на Южном Кавказе побывал замгоссекретаря США Джеймс Стейнберг. В марте предстоит очередной раунд российско-турецкого политического диалога на высоком уровне, в рамках которого важное место занимают проблемы региональной безопасности, являющиеся предметом серьезного внимания Анкары. Появились на свет доклад Международной кризисной группы, который, мягко говоря, не вызвал одобрения у армянской стороны, а также предложения (пока дискутируемые в формате экспертного диалога) об исключении Франции из числа сопредседателей Минской группы ОБСЕ с последующей ее заменой абстрактным представительством Евросоюза.
После решения вопроса с Абхазией и Южной Осетией геополитическое значение Нагорного Карабаха заметно выросло. Заглавную партию в попытках урегулирования проблемы продолжает играть Россия. В пользу этого свидетельствует хотя бы статистика трехсторонних встреч – в Сочи была по счету уже восьмая. Этот и некоторые другие доводы позволяют международным наблюдателям говорить об ответственности Москвы в случае провала посреднических усилий.
Конечно, Россия не может отказаться от ключевой посреднической роли в силу в том числе факторов внутриполитического характера, связанных с проживанием на ее территории многочисленных выходцев как из Азербайджана, так и из Армении с Карабахом. Однако давний тезис о том, что «ключи от Карабаха лежат в Москве», представлявшийся отнюдь не бесспорным даже в 90-х годах, в контексте современных реалий требует все новых и новых корректировок. Вот и другой замгоссекретаря США, Филипп Гордон опроверг представление о том, что Россия взяла процесс под свой контроль. Показательна его фраза, что, по мнению США, русские работают открыто и осведомляют Вашингтон и Париж о своих шагах. Сопредседатели Минской группы имеют единые интересы – обеспечение комплексной безопасности Европы, сказал Гордон.
Как известно, эта комплексная безопасность подвергается на сегодняшний момент серьезным рискам, связанным, прежде всего, с бурными событиями на Ближнем Востоке. Существуют также серьезные факторы, способствующие экспорту «арабской нестабильности» на постсоветское пространство, в частности, на Южный Кавказ и Центральную Азию. Общие интересы России и США могли бы заключаться в обеспечении максимальной бесконфликтности происходящих на евразийском континенте трансформационных процессов. Однако представляется, что Вашингтон ведет здесь более сложную игру. Скажем, бывший министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявляет о том, что в Армении есть все признаки ситуации, предшествующей народным выступлениям в арабских странах. В Армении проходят массовые акции оппозиции, недовольной ухудшающейся социально-экономической ситуацией. Одновременно в Азербайджане молодежные активисты формируют группы в социальной сети Facebook. Появившиеся и постоянно развивающиеся не без участия США социальные технологии активно распространяются в сторону Южного Кавказа. Явления, начавшиеся в одной стране, перекидываются на другую, и в этом плане Армения, как и ее соседи, уже является неотъемлемой частью так называемого «Большого Ближнего Востока».
Предоставив Москве контролируемую возможность посредничества в фактически не решаемом на сегодняшний день карабахском конфликте, Вашингтон сконцентрировал основные усилия на работе как с властями Армении и Азербайджана, так и с представителями гражданского общества.
«Некоторые европейские лидеры, опираясь на безопасность, стабильность и энергетические ресурсы, считают, что их власть будет долговременной. Однако они должны сделать выводы из событий, происходящих в Тунисе, Египте, Ливии и других странах. Установление внутренней стабильности с помощью насилия только усиливает антиправительственную агрессию и недовольство», — делает недвусмысленный намек американский журнал Newsweek, проводя аналогии между Каиром и Баку. Применительно к нагорно-карабахскому конфликту это может означать, в конечном итоге, его окончательную разморозку.
Напомним, крупный инцидент на линии соприкосновения сторон произошел три года назад на пике внутриполитического кризиса в Ереване; сегодня же некоторые западные эксперты (включая Международную кризисную группу) деликатно намекают на возможность, по мере наращивания военного бюджета Азербайджана, неких превентивных действий со стороны Еревана. Таким образом, ответственность за развязывание военного конфликт уже сейчас недвусмысленно возлагается на Армению – очевидно для того, чтобы в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств предложить ей то, от чего она не сможет отказаться. Если немного пофантазировать, то можно предположить, что речь идет об отказе от российской военной базы и размещении в регионе войск НАТО – именно такую возможность не исключил несколько дней назад авторитетный политолог Ариэль Коэн.
По словам президента Ильхама Алиева, Азербайджан закупает современные боевые самолеты, вертолеты, бронетехнику, артиллерийские установки, средства ПВО и другие вооружения. Начато собственное производство беспилотников. По информации же министра обороны Сейрана Оганяна, 2010 год стал беспрецедентным в плане оснащения армянских вооруженных сил вооружением и военной техникой. В Ереване после длительного молчания подтвердили наличие собственных зенитно-ракетных комплексов С-300, а также некоторых других современных систем вооружений. Предпринимаются активные действия, направленные на сохранение баланса сил, являющегося на сегодня единственной гарантией невозобновления широкомасштабных военных действий.
Сложно думать, что власти в Ереване, при всех внутри- и внешнеполитических проблемах, не понимают возможных последствий, которыми грозит обернуться военное поражение. Уже только поэтому на одностороннюю капитуляцию оно не согласится, предпочитая все возможные действия, направленные на сохранение хрупкого статус-кво.
Официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай, находясь в Баку, заявляет, что решение проблемы глобального роста конфликтов составляет основу будущей деятельности НАТО. Однако, в случае перехода карабахского конфликта в открытую фазу, эффективных средств вмешательства в виде, например, оперативного развертывания международных миротворческих контингентов, ни у НАТО, ни, тем более, у ОБСЕ, ООН или ОДКБ в настоящий момент не существует. Следовательно, боевые действия противоборствующих сторон чреваты если не крахом, то, по крайней мере, кризисом как армянской, так и азербайджанской государственности. Если, конечно же, в конфликт не вмешаются страны, непосредственно граничащие и с Арменией, и с Азербайджаном, а главное – с самим Нагорным Карабахом… Об этом следует помнить всем, кто пытается играть, что называется, на грани фола в ситуации, когда любая, пусть даже локальная провокация может повлечь за собой весьма серьезные последствия.
Именно поэтому хотя бы решение вопроса об отводе снайперов с линии соприкосновения в качестве первого шага, подтверждающего конструктивные намерения сторон, сохраняет и будет сохранять свою актуальность. И огромным позитивным результатом встречи трех президентов стало бы – в полном соответствии с духом и буквой подписанного в Сочи совестного заявления – снижение нарастающей напряженности на линии соприкосновения сторон.
Андрей Арешев, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН, специально для РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Источник: АМИ «Новости-Армения»