Рауф Раджабов: Nabucco должен пройти не через Грузию, а через Армению

Можно констатировать, что официальная Москва стремится до саммита ОБСЕ в Астане 1-2 декабря 2010 года имитировать в течение ноября текущего года подготовку согласованного варианта общих принципов урегулирования карабахского конфликта. Тем более, что и США работают над «Дорожной картой» по политическому урегулированию карабахского конфликта. Ведь позиции официального Баку и официального Еревана, как накануне, так и в ходе переговоров в Астрахани, не претерпели существенных изменений. Об этом в беседе с корреспондентом NEWS.am заявил главный редактор Информационно-аналитического агентства 3rd View, политический аналитик Рауф Раджабов.

«В частности, МИД Азербайджана четко заявил свою позицию: «Оставаясь приверженным мирному урегулированию конфликта, Азербайджан, тем не менее, никогда не пойдет на компромисс по вопросу о своей территориальной целостности и таким образом никогда не признает готовое решение, основанное на свершившемся факте, которое пытается навязать армянская сторона». Позиция Армении однозначна – возвращение пяти оккупированных районов возможно лишь в том случае, если Карабах получит промежуточный статус», — отметил он.

Поэтому, по мнению эксперта, надеяться на то, что в течение одного месяца, т.е. к Саммиту ОБСЕ в Астане, удастся сблизить диаметрально противоположные позиции Армении и Азербайджана в вопросе решения карабахского конфликта, представляется утопичным.

«Кстати, и российский президент сам не верит в то, что в течение одного месяца можно изменить патовую ситуацию в процессе урегулирования карабахского конфликта. Так, в ходе трехсторонней встречи и на пресс-конференции Медведев прагматично употреблял слова: «могут», «можно было бы»», — сказал Раджабов.

В этой связи, по его словам, целесообразно вспомнить заявление президента Армении о том, что карабахский конфликт лежит в поле компетенции европейских организаций, а НАТО – единственные Вооруженные силы (ВС) Европы.

«Во-первых, это сигнал России в связи с политическим торгом Кремля с Турцией. Официальный Ереван недвусмысленно дал понять, что продвижение Кремлем российской формулы «территории взамен статуса Карабаха» успешно провалена со стороны Турции и Азербайджана, т.к. официальный Баку в обмен на территориальные уступки не признает независимость Нагорного Карабаха», — отметил он – «Во-вторых, официальный Ереван дал понять и руководству Ирана, что Армения не приемлет дрейфа Ирана в сторону азербайджано-турецкого тандема и готова дать согласие официальному Брюсселю на размещение в зоне конфликта «голубых касок» НАТО».

Поэтому, по мнению Раджабова, официальный Ереван и решил видоизменить конфигурацию переговорного процесса по разрешению карабахского конфликта. С одной стороны, благодаря Турции карабахский конфликт стал предметом открытых дискуссий, и официальная Анкара в этом преуспела больше, чем МГ ОБСЕ.  

«Не этим ли объясняется демарш министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна. Выступая в парламенте, он  заявил, что Армения лишь приняла «мадридские принципы» за основу для дальнейших переговоров с Азербайджаном. Хотя, прежде официальный Ереван периодически заявлял о готовности принять эти принципы», — подчеркнул он. По мнению эксперта, в такой обстановке можно сделать два выводы.

«Вывод 1: если в краткосрочной перспективе МГ ОБСЕ не добьется от Армении – вывода ВС из 5 оккупированных районов, а от Азербайджана – предоставления промежуточного статуса Карабаху, а от Турции – гарантии по вопросу открытия армяно-турецкой границы, то статус-кво в зоне карабахского конфликта сохранится до 2014 года. Если, конечно, не произойдет форс-мажора. ОБСЕ и в целом формат переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта будут кардинально изменены. И Турция в данном случае получит дополнительные козыри для прямого вовлечения в переговорный процесс в качестве третьей стороны и посредника», — считает эксперт.

«Вывод 2» , по его словам, состоит в том, что достигнутый консенсус между США и Россией мирному разрешению карабахского конфликта в постастанинский период отойдет на задний план. Так, США и ЕС стремятся добиться скорейшего открытия армяно-турецкой границы, и реализации проекта Nabucco, т.к. маршрут газопровода NABUCCO должен пройти не через Грузию, а через Армению.

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.