Армения: сумма внешних трансфертов эквивалентна зарплате 315 тыс. работников

С недавних пор по планете поползли очередные слухи об очередной волне глобального кризиса. В частности, с мудростью старого ворона, об этом не преминул заявить «сам» Джордж Сорос, мрачные прогнозы которого, к сожалению, сбываются. Естественно, сию злободневную тему не обошли вниманием и наши чиновники высшего звена. Так же естественно, что речи их вселяли оптимизм и веру в светлое преодоление «очередного кризиса». Вселять-то вселяли, но, по всей видимости, в души их подчиненных, чиновников рангом помельче…

Напомним, что два-три года назад, в преддверии волны последнего по счету кризиса многие тогдашние высказывания весьма смахивали на известный анекдот застойного времени, про коммунизм. Проще говоря,  нас уверяли в том, «глобальный кризис не за горами, а Армения за горами». Потом оказалось, что «горы» фатальным образом не спасли, и волна кризиса порядком «накрыла» нашу экономику.

Напомним, что в 2009 году валовой внутренний продукт (ВВП) сократился, по сравнению с предыдущим годом, на 14,4%, объем промышленной продукции — на 7,8%, внешнеторговый оборот – на 17,0%. Отметим, что отмеченный спад в основном был связан с ухудшением конъюнктуры мирового рынка цветных металлов, которые, в виде сырья (или продукции, прошедшей первичную переработку) традиционно занимают заметное место в продукции промышленности страны, и львиную долю в экспорте.

Итак, первый риск связан с не столь уж удовлетворительной диверсификацией промышленности, и практическим отсутствием оной диверсификации в экспорте. Второй риск связан с теми денежными средствами, которые наши гастарбайтеры посылают своим оставшимся на родине семьям.

В 2009 году общий объем денежных переводов некоммерческого характера, полученных физическими лицами из других стран через банковскую системы Армении (далее по тексту – «частные трансферты»), сократился почти на одну треть. Хотя среднемесячная номинальная заработная плата в стране возросла на 9,8%, физический объем розничного товарооборота в указанном году, нарушив тенденцию предыдущих лет, увеличился лишь на символический 1%. Здесь можно усмотреть определенную связь между динамикой розничного товарооборота и притоком частных трансфертов.

Дело с трансфертами ныне заметно улучшилось. Согласно информации Центробанка, общая сумма частных трансфертов в январе-августе текущего года достигла почти $756 млн. При этом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем частных трансфертов увеличился на более чем $188 млн., или же на 24,9%, то есть почти на четверть.

Естественно, возникает вопрос, много это, или мало. Для прояснения данного  интригующего вопроса выполним кое-какие расчеты. Но в начале отметим, что объем экспорта в январе-августе составил $826,9 млн. (в аналогичном периоде прошлого года — $629,9 млн.). С учетом того, что сумма частных трансфертов, переведенная через коммерческие банки, представляет лишь вершину айсберга, с уверенностью можно предположить превышение их по объему над экспортом.

Таким образом, по линии притока валюты в страну, «экспорт» рабочей силы сопоставим (и, вполне вероятно, даже превышает) экспорт товаров и услуг. Надо учесть и то, что часть валюты от экспорта, вне всякой пользы для нашей страны, утекает обратно за границу, в виде дивидендов владельцев акций крупнейших компаний-экспортеров.

Что касается формирования бюджетов домохозяйств, то роль частных трансфертов уже трудно переоценить, а о сравнении по данной линии, скажем, с тем же экспортом товаров и услуг, уже не может быть и речи. Отметим, что согласно бюджетным обследованиям, проводимым Национальной статистической службой, примерно десятая часть денежных доходов населения республики обеспечивается именно частными трансфертами.     

По средневзвешенному курсу валют в Армении, общая сумма частных трансфертов составила 279,2 млрд. драмов. Для сравнения: объем валовой продукции сельского хозяйства в январе-августе был менее 441,5 млрд. драмов, а промышленности, включая энергетику, около 616,6 млрд. драмов.

Как известно, подавляющая часть трансфертов поступает к нам из России. К примеру, в январе-августе текущего года 82,6% всего объема частных трансфертов были получены из этой страны. Как правило, наши граждане, в большинстве своем находящиеся в России на птичьих правах, заняты в строительстве, выполняют также «черную» работу, не требующую профессиональной подготовки. В силу этого они подпадают под рисковую группу, лишенную всяких прав, а также защиты со стороны профсоюзов.

Россия, экономика которой во многом зависит от экспорта сырья, сама сильно подвержена влиянию внешних факторов. Поэтому 2009 год явился для нас первым предостережением, насколько опасно полагаться на частные трансферты в целом, и из России, в частности.   

Чтобы представить масштабы потенциальной опасности, приведем расчеты. Если взять за базу среднемесячную номинальную заработную плату за август месяц, то весь объем частных трансфертов за январь-август эквивалентен общему фонду заработной платы 315 тыс. человек.

Для сравнения: в Армении наличествуют лишь 22 коммерческие организации, в которых численность персонала превышает 1 тыс. человек, и 61 организация, с персоналом свыше 500 человек. Для того, чтобы обеспечить заработной платой, сопоставимой по общему фонду с частными трансфертами, потребуется почти полусотня (!) таких мощных компаний, как «Электрические сети Армении», «АрмРосгазпром», и остальные, имеющие персонал свыше 1 тыс. человек. Подчеркнем: потребуется почти полусотня, против имеющихся 22 коммерческих компаний…

Итак, если нагрянет очередной глобальный кризис, то его последствия для Армении могут быть столь же тяжелыми, как в 2009 году… Последствия «прошедшего» кризиса, усугубленные инфляцией, по прежнему остаются: заметно возросла бедность в стране, ухудшился рацион питания, по части качества и суточной энергетики, необеспеченных слоев населения, отрицательное сальдо между численностью прибывающих и отъезжающих ощутимо возросло…

 

Альберт Хачатрян

 

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.