Однажды, в одной из ереванских маршруток, стал свидетелем любопытного диалога. Старорежимная бабуля, вся перевязанная разноцветными шалями, с неподдельным интересом изучала навороченный сотовый телефон в руках у молодой девицы в джинсах. И, не выдержав, спросила ее, сколько стоит сей агрегат.
Получив лаконичный ответ – «больше полтысячи баксов!», бабуля ахнула, и уперла взор в поношенные джинсы счастливой обладательницы дорогого телефона: «Лучше бы ты, дочурка, на эти деньги себе платье сносное купила бы!». Презрительно фыркнув в ответ, «дочурка» с надменным видом отвернулась к окну…
Такие сцены не редкость, ибо старорежимные бабули со своими провокационными вопросами пока еще не перевелись. И в самом деле, разумно ли покупать за 180-200 тыс. драмов мобильный телефон, когда есть неплохие модели за 25-30 тыс. драмов?! Ответ на этот вопрос сложен, ибо здесь налицо удивительный феномен так называемого потребительского выбора.
Но это, конечно, исключения, ведь далеко не каждая семья может запросто отстегнуть полтысячи долларов для телефона любимого чада… Хотя нередко желание порадовать родное дитя может привести к таким разрушающим семейный бюджет расходам…
Структура расходов населения на покупку товаров и услуг может многое прояснить об уровне жизни населения, и его платежеспособности. При этом можно даже не рассматривать данные об уровне доходов или ценах на товары и услуги. Сама по себе структура расходов зеркально отображает реальную картину в этой сфере.
Итак, по последним данным официальной статистики, а именно за август месяц, в структуре общих расходов по стране 59,4% пришлось на покупку товаров, а оставшиеся 40,6% были направлены на оплату услуг. Для сравнения: в России, в расходах населения, более 75% приходится на покупку товаров, соответственно на платные услуги приходится менее 25%. В США, крупнейшем в мире потребителе товаров и услуг, на долю товаров приходится более 41%, а услуг – менее 59%.
Таким образом, по доле покупки товаров мы уступаем России, но заметно опережаем США. Естественно, по абсолютной величине расходов на покупку товаров мы не можем даже сравниться с США.
Однако эти данные далеко не полностью раскрывают истинное положение с потреблением товаров и услуг. Гораздо больше информации для размышлений предоставляет доля продуктов питания (к которым причисляются и алкогольные напитки). Дело в том, что в отличие от непродовольственных товаров и платных услуг, уровень расходов на продукты питания имеет объективные пределы. Отсюда, доля расходов на питание в общих потребительских расходах является своеобразным индикатором уровня жизни населения. То есть, чем меньше эта доля, тем выше уровень жизни, и наоборот.
В Армении, согласно официальным данным за прошлый год, удельный вес продуктов питания в общих потребительских расходах населения в среднем составлял 47%. Между тем в России, отнюдь не «богатой» стране, это показатель почти на десять процентных пунктов меньше – 37,7%. А вот об аналогичном показателе США нам можно лишь мечтать – около 15%… Хотя имеются страны, у которых этот показатель еще ниже.
Естественно, нужно принять во внимание и многие другие факторы. Хотя у нас высокий удельный вес продовольствия в общих расходах, у значительной части населения суточная энергетика потребленных продуктов питания не дотягивает до нашего скромного продуктового набора минимальной потребительской корзины. Проще говоря, народ наш, в массе своей, на полуголодном пайке. А вот подобную ситуацию, скажем, для тех же США, как то трудно представить…
Отсюда можно сделать следующий вывод. Если при сравнительно высокой доле продуктов питания часть населения все-таки находится в полуголодном состоянии, то уровень потребления непродовольственных товаров и услуг довольно-таки низок… Конечно, это не сенсационное открытие, а факт, о котором все в курсе.
Сказанное вроде бы входит в противоречие с визуальной картиной благополучия – сотнями тысяч легковых автомобилей, десятками тысяч новых особняков. Но противоречия нет. Общий уровень потребления товаров и услуг низок потому, что значительная часть населения находится в бедности, или же балансирует на этой грани.
Несмотря на это, наши граждане героически тратят деньги из семейного бюджета на товары так называемых вредных привычек. То есть алкоголь и табак. Причем расходы на табачные изделия в четыре раза больше, чем на алкогольные напитки. В структуре потребительских расходов нашего населения затраты на сигареты составляют 4%, против 1% по алкогольным напиткам. Не случайно Армения по уровню среднедушевого потребления табачных и алкогольных напитков входит в число «передовых» в мире…
Что касается мобильной связи, то тут тоже имеются любопытные нюансы, помимо упомянутого выше навороченного аппарата. В августе, к примеру, в расчете на душу населения в среднем расходы на информацию и связь составили 5,7 тыс. драмов. Для сравнения: этот же показатель по транспорту составил менее 54,6 тыс. драмов, а по сфере культуры, развлечениям и отдыху… 0,7 тыс. драмов.
В целом, в структуре платных услуг доля расходов на «информацию и связь» достигает почти 10%. Этот показатель, помимо физических лиц, обеспечивают и юридические лица – государственные и частные организации. Но все же, согласимся, что для такой небогатой страны, как Армения, повальное увлечение сотовой связью носит не столь уж рациональный характер, на чем и наживаются телекоммуникационные компании и продавцы сотовых телефонов…
Альберт Хачатрян