26 февраля 1992 года. Ходжалинская трагедия — одна из кровавых страниц карабахского конфликта. Прошло уже 19 лет, но в Баку продолжают спекулировать ею, сделав одним из приоритетных сегментов антиармянской истерии.
События в Ходжалу продолжают использоваться алиевским кланом для создания «бесчеловечного» образа армянского народа, «осуществившего геноцид в Ходжалы». Стремление в пику армянам обзавестись хоть каким-то «геноцидом» у властей Азербайджана проявляется вот уже почти два десятилетия, однако неуемное желание сгустить краски и свалить ответственность за произошедшее на армян настолько ослепило бакинских пропагандистов, что те окончательно заврались, демонстрируя подложные фотографии трупов, не имеющих какого-либо отношения к событиям 26 февраля 1992 года. А они — эти события, как и армянские погромы в Сумгаите и Баку, во многом были обусловлены внутриполитической подоплекой в Азербайджане. В данном случае речь идет о противостоянии между тогдашним посткоммунистическим руководством республики во главе с Аязом Муталибовым и Народным фронтом Азербайджана, пытавшимся любой ценой дорваться до власти. В результате, для национал-фашистского НФА прямое или косвенное провоцирование резни собственного населения не стало особой проблемой – ведь главное было свергнуть бывшего коммуниста Муталибова. Сам первый президент Азербайджанской Республики ныне изгнан из страны и проживает в Москве, его имя либо запрещено называть, либо делать это можно в контексте «предательства национальных интересов». Ничего лучше нынешние власти Азербайджана придумать не могли. Ведь Аяз Муталибов совершил «непростительную ошибку» — сказал о карабахском конфликте хоть какую-то правду: в интервью «Независимой газете» от 2 апреля 1992 года он заведомо полностью опроверг нынешнюю трактовку трагических ходжалинских событий. «Как говорят те ходжалинцы, которые спаслись, это все было организовано для того, чтобы был повод для моей отставки. Какая-то сила действовала для дискредитации президента. Я не думаю, чтобы армяне, очень четко и со знанием дела относящиеся к подобным ситуациям, могли позволить азербайджанцам получить изобличающие их в фашистских действиях документы. Можно предположить, что кто-то был заинтересован в том, чтобы потом показать эти кадры на сессии Верховного Совета, и все сфокусировать на моей персоне. Если я заявляю, что это вина азербайджанской оппозиции, могут сказать, что я на них наговариваю. Но общий фон рассуждений таков, что коридор, по которому люди могли уйти, армянами, все-таки, был оставлен. Зачем же им тогда стрелять? Тем более на территории, близкой к Агдаму, где к тому времени было достаточно сил, чтобы выйти и помочь людям. Или просто договориться, что мирные жители уходят. Такая практика была все время». Это слова Аяза Муталибова, который во время событий в Ходжалу был президентом Азербайджана. Уж кто-кто, но он по определению более компетентен в оценке событий, чем годами живший в Москве, а затем засевший в Нахичеванской автономной республике «общенациональный лидер» Гейдар Алиев и, тем более, получивший власть по наследству его сын Ильхам Алиев. Само появление разговоров о «ходжалинском геноциде» с точки зрения официального Баку легко объяснимо: алиевскому клану нужно было что-нибудь взять на вооружение в противовес армянским погромам в Сумгаите (как раз 27-28 февраля 1988 года), Кировабаде, Баку, этническим чисткам на всей территории Азербайджана. В итоге, погибшим в Ходжалу азербайджанцам – жертвам развязанной Азербайджаном войны и внутриполитической борьбы в Баку — позже суждено было стать разменной монетой в руках алиевского клана, давно побившего все мировые рекорды по фальсификации истории.
А мирные люди 26 февраля 1992 года в Ходжалу действительно погибли, став жертвами заранее проигрышной войны, развязанной Азербайджаном. И попытки сделать из них предмет спекуляций для дальнейшего укрепления авторитарного режима в Баку вряд ли успокоят их души.
Иван Гарибян