МКГ: Документ по Карабаху должен быть подписан во избежание худшего сценария

Международная кризисная группа подготовила доклад о текущем состоянии нагорно-карабахского конфликта под названием «Армения и Азербайджан: Предотвращение войны».

«Неопределенность и отсутствие транспарентности о происходящем на линии соприкосновения, сделки по продаже оружия и другие военные расходы и даже состояние мирных переговоров способствуют шаткому положению», — заявил директор офиса проекта «Кавказ» Международной кризисной группы, говорится на официальном сайте МКГ.

В свою очередь, директор по Европейским программ МКГ Сабина Фрейзер заявляет, что отсутствие прогресса в мирных переговорах  увеличивает вероятность случайной войны в любое время или тотальное наступление в ближайшие несколько лет.  «Россия, США, Турция и Европейский союз должны рассматривать предотвращение подобного сценария как исключительно приоритетную задачу», — считает она.

NEWS.am приводит доклад МГК: 

Гонка вооружений, эскалация столкновений на линии фронта, едкая военная риторика и, в сущности, срыв в мирных переговорах усиливают шансы того, что Армения и Азербайджан пойдут обратно — воевать за Нагорный Карабах. Предотвращение этого не терпит отлагательства. Увеличенные военные возможности у обеих сторон могут сделать новый вооруженный конфликт на Южном Кавказе еще более смертоносным, чем конфликт 1992-1994 гг., который закончился шатким перемирием. Ни у одной из сторон, вероятно, не будет шансов на легкую и быструю победу. Региональные союзы могут втянуть Россию, Турцию и Иран. Жизненно важные нефте- и газопроводы вблизи линии фронта окажутся под угрозой, как и сотрудничество между Россией и Турцией, что имеет центральное значение для стабильности в регионе. Вероятен еще один  кризис беженцев. Чтобы начать обращать вспять эту опасную тенденцию, противоборствующие стороны должны подписать документ о базовых принципах урегулирования конфликта мирным путем и предпринять шаги по укреплению доверия для снижения напряженности и предотвращения возобновления боевых действий.

За прошедший год было зарегистрировано значительное ухудшение. Ни одно правительство не планирует тотального наступления в ближайшем будущем, но стычки, которые уже ежегодно уносят жизни 30 человек, могут легко выйти из-под контроля. Неясно, рассчитывают ли тщательно лидеры в Ереване и Баку потенциальные последствия нового раунда атак «зуб за зуб». Неопределенность и отсутствие прозрачности в отношении операций вдоль линии соприкосновения, сделок по торговле оружием и других военных расходов и даже состояния мирных переговоров способствуют шаткому положению. Механизмы мониторинга должны быть усилены, и должны быть осуществлены шаги по укреплению доверия, чтобы уменьшить шанс случайной войны.

В то же время многое еще предстоит сделать, чтобы изменить статус-кво, который наносит глубокий ущерб Азербайджану; 586000 азербайджанцев являются лицами, внутренне перемещенными (ВПЛ) из Нагорного Карабаха и прилегающих районов, и около 16% территории страны оккупировано. В противном случае общественное мнение и руководство Азербайджана будет считать оправданным использование военных активов, которые Баку накапливал с увеличенной скоростью: уже существенный оборонный бюджет планируется увеличить примерно на 45% между 2010 и 2011 гг. — до $3,1 млрд. в общем государственном бюджете в $15,9 млрд.

Закупки оружия, воинственная риторика и наступательное позиционирование вдоль линии фронта может быть тактикой для оказания давления на Ереван, чтобы тот пошел на уступки за столом переговоров, но они также могут быть признаками подготовки к применению силы до того, как нефтяные доходы страны, по прогнозам, снизятся после 2014 г. Подобным образом, у Армении и Нагорного Карабаха, знающих об этих сроках и риске националистической авантюры, может возникнуть соблазн попробовать упреждающую атаку. Вооруженные силы Азербайджана оцениваются примерно в 95000, силы же Армении и Нагорного Карабаха — приблизительно в 70000. Арсеналы обеих сторон все более смертоносны, сложны и способны выдержать длительную войну. Обе могут наносить удар по крупным населенным пунктам, важным объектам инфраструктуры и коммуникаций.

Предотвращение конфликта будет лучше обеспечено подписанием соглашения о базовых принципах, во-первых, изложенных Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2005 г. и с тех пор обсужденных президентами Саргсяном (Армения) и Алиевым (Азербайджан) при поддержке сопредседателей Минской группы ОБСЕ от США, России и Франции. На саммите ОБСЕ в Астане в декабре 2010 г. президенты подтвердили свою приверженность достижению окончательного урегулирования на основе международного права, в том числе 6 пунктов, которые обычно принимаются как базовые принципы, но они не подписали долгожданного соглашения. Дальнейшее ухудшение обстановки в плане безопасности, вероятно, сделает достижение соглашения о базовых принципах труднее.

В 2010 г. был небольшой прогресс в переговорах при посредничестве Минской группы. Обе страны утверждают, что они предложили максимальные уступки. Президент Алиев публично заявил, что он в значительной степени принял базовые принципы, разработанные в феврале 2010 г., а президент Саргсян остался уклончивым. Азербайджанское руководство начало предупреждать, что дипломатия была напрасной, и угрожать, что оно может выйти из переговоров, если Ереван продолжит «симулировать переговоры».
 
Президент Серж Саргсян имеет мало внутреннего пространства для маневрирования. Большинство армян считают, что риски от изменения статус-кво перевешивают выгоды. Они говорят, что им придется сдать свои позиции без реальных гарантий безопасности в обмен на неопределенный «промежуточный статус» для Нагорного Карабаха, который включает обещание на проведение  голосования по определению окончательного статуса, но без четких определений сроков, когда оно будет проведено и может ли оно привести к независимости.

Армяне изначально называли семь районов вокруг  Нагорного Карабаха, которые они оккупировали, «зоной безопасности», но растущее число армян в настоящее время регулярно называет их  «освобожденными территориями» или «историческими армянскими землями», которые никогда не должны быть возвращены Азербайджану. Азербайджанцы утверждают, что любое мирное урегулирование должно сохранить территориальную целостность своей страны и гарантировать право временно перемещенных лиц на возвращение, в том числе и в Нагорный Карабах, в то время как армяне настаивают на праве полного самоопределения (армянского) населения Нагорного Карабаха, в том числе возможности независимости. Чтобы уменьшить опасность новой войны и улучшить условия для урегулирования конфликтов.

Армения и Азербайджан должны формально принять основные принципы, способствовать более прагматичным публичным обсуждениям о значении такого соглашения, снизить воинственную риторику и не требовать на данном этапе, чтобы были установлены четкие сроки или были предопределены или исключены конкретные результаты референдума для определения окончательного статуса Нагорного Карабаха;

Стороны должны предпринять меры по укреплению доверия вдоль линии фронта, включая отвод снайперов с линии соприкосновения (в соответствии с рекомендациями ОБСЕ), приостановление проведения крупномасштабных военных учений вблизи линии соприкосновения, откат и прекращение использования любой артиллерии и прекращение  приближения  окопов к позициям друг друга. Армения должна прекратить отправку призывников регулярной армии на службу в Нагорный Карабах;

Армения и де-факто власти Нагорного Карабаха должны прекратить поддержку проведения мероприятий, таких, как расселение  армян на оккупированных азербайджанских территориях, переименование городов, ранее населенных преимущественно азербайджанцами, и проведение односторонних археологических раскопок, в результате которых статус-кво становится более невыносимым для Азербайджана, что приводит к тому, что применение силы кажется более привлекательным вариантом для лидеров и общественности Азербайджана;

Армения и Азербайджан должны присоединиться к Римскому статуту Международного уголовного суда;

Международное сообщество должно активизировать свои усилия для воспрепятствования  опасной гонки вооружений в регионе. В частности, Россия, как и другие страны — сопредседатели МГ ОБСЕ, должны поддерживать необязательные эмбарго ООН и ОБСЕ на поставки оружия Армении и Азербайджану;

ОБСЕ, с полной поддержкой стран МГ ОБСЕ, следует поощрять стороны к расширению своего мандата Миссии наблюдателей, санкционировать расследование заявленных нарушений и проведение спонтанного мониторинга, в том числе с возможностью удаленного наблюдения, и согласиться на значительное увеличение числа наблюдателей в качестве временной меры до размещения миротворческих сил в рамках осуществления мирного соглашения.

Следующей задачей является рассмотрение новых подходов для продвижения переговоров и имплементации  любой договоренности и предоставление рекомендаций о дополнительных шагах международным сторонам, которые могут быть предприняты для поддержки мира.

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.