По состоянию на 1 октября текущего года в Армении официально зарегистрировано ровно 429 тыс. транспортных средств, из коих более половины — в столице. Для справки: в Ереване ныне проживет примерно одна треть населения страны. Таким образом, основная нагрузка в дорожном движении падает как раз на крупнейший город республики, многие улицы которого, особенно в малом центре, отнюдь не были предусмотрены на такое количество наземных транспортных средств.
В январе-сентябре текущего года в Армении было зарегистрировано 576 случаев нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (на 11,0% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года), в том числе со смертельным исходом – 116 случаев (меньше на 4,9%). Отметим, что по «итогам» прошлого года дорожная полиция зафиксировала 791 случай таких нарушений, из них 187 со смертельным исходом.
То есть в год, в среднем на каждую пару дней приходится одно тяжелое дорожно-транспортное происшествие (ДТП), со смертельным исходом. При этом необходимо принять во внимание, что нередко авария со смертельным исходом не ограничивается гибелью одного лишь человека. Так что жертв гораздо больше…
По мнению председателя Центра защиты прав водителей «Ахилл» Эдуарда Оганесяна, главнейшей причиной ДТП у нас является несоблюдение правил дорожного движения. Скажем, водитель, отлично зная, что максимальная скорость движения на данном отрезке дороги в 60 километров в час, до упора нажимает на педаль акселератора… Уповая на то, что выкрутится из любой сложной ситуации. Но, к сожалению, благой исход не всегда сопутствует лихачам. Не случайно в народе говорят – «думает, что нажал на педаль «газа», уже считает себя джигитом за рулем!».
Другой причина ДТП, несколько соприкасающаяся с первой, довольно тривиальная – незнание правил дорожного движения. К сожалению, такое встречается у нас часто. Причина такой «безграмотности» также тривиальная. За взятку успешно можно пройти курсы обучения и сдать экзамены, благо автошкол у нас развелось неимоверное количество. Другие специалисты, с которыми беседовал автор этих строк, утверждали, что многие «автошколы» буквально штампуют свидетельства об окончании курсов! Как затем неучи сдают экзамен в дорожной полиции, можно лишь гадать…
Частой причиной ДТП является и неудовлетворительное состояние наших дорог. Здесь интересно то, что в статистике дорожной полиции доля таких ДТП не столь уж значительна, хотя состояние наших дорог оставляет желать лучшего. Сей феномен руководитель общественной организации объясняет просто. Скажем, упала машину темным вечером в оперативно вырытую строителями яму на проезжей части. А полицейский же, при составлении акта о ДТП, утверждает, что водитель сам виноват! Мол, должен был заметить упомянутую яму. А последняя часто встречается на наших дорогах.
Всем известно, что яму, величиной с котлован, роют буквально за считанные часы, однако засыпать ее и привести проезжую часть в свой первоначальный вид горе-строители явно не спешат. Как следует полагать, такая безответственность прямо проистекает от безнаказанности.
Созданию опасных ситуаций на оживленных перекрестках часто способствует… невинный желтый свет светофора. Как правило, желтый свет одновременно горит на всех направлениях, и водители наседают на перекресток со всех сторон, создавая здесь небольшой хаос. Эдуард Оганесян привел пример одного из оживленных перекрестков столицы, на котором, по настоянию возглавляемой им организации, желтый кружок был снят со светофора. В итоге количество ДТП на этом участке заметно сократилось. Не мешало бы этот опыт распространить и на другие городские перекрестки …
Конечно, хуже (и гораздо опаснее!) всего, когда машину рулит водитель в нетрезвом состоянии. При обнаружении этого факта дорожной полицией нарушитель платит штраф в размере 50 тыс. драмов (около $139), но, если содержание алкоголя превышает 1,6 промилле, то уже 75 тыс. драмов ($208). Интересно то, что при содержании алкоголя меньше 0,8 промилле водитель у нас считается «трезвым». Отметим, что оное количество промилле соответствует употреблению 160 миллилитров водки человеком весом в 85 килограмм.
Риск быть оштрафованным, естественно, играет свою положительную роль. Однако лишь для тех граждан, для которых несколько десятков тысяч драмов – немалая сумма, а риск потери водительских прав реален, из-за отсутствия действенных «рычагов» на соответствующие госорганы. Остальные же, которых немало, могут без лишних проблем прокатиться на машине, находясь под воздействием зеленого змия.
…Недавно глава правительства Армении подписался под девизом «Сделаем дороги безопасными» программы ООН «Десятилетие действий», которая начнется с марта будущего года. В этой связи премьер-министр Тигран Саркисян вновь озвучил мероприятия, которые будут реализованы для сокращения количества ДТП в республике, а также подчеркнул важное значение внедрению системы дорожного аудита и повышения уровня информированности общественности о правилах безопасности.
Председатель Центра защиты прав водителей, приветствуя эти мероприятия, надеется, что с их реализацией количество ДТП в стране сократится. Вместе с этим он отметил, что неграмотность водителей относительно правил дорожного движения издавна носит у нас хронический характер, и этот вопрос необходимо кардинальным образом решить. Причем не в принудительном порядке (что вновь приведет к взяткам и тому подобное), а добровольном. Здесь уже велика роль средств массовой информации, особенно телевидения, которые ныне обходят этот вопрос стороной.
Альберт Хачатрян