Тенденции армянской экономики: есть позитив?

Квартал завершен, и по его итогам уже можно предполагать дальнейшие тенденции в развитии экономики Армении.

Итак, в промышленности дела в отчетном квартале, если сравнивать ситуацию с аналогичным периодом прошлого года, обнадеживающие. Так, объем продукции отрасли увеличился на 16,4%, и составил свыше 234,5 млрд. драмов. Заметим при этом, что двузначными цифрами роста выпуска продукции ознаменовались все ведущие ветви этого сектора экономики. 

К примеру, в горнодобывающей промышленности и разработке открытых карьеров рост объема продукции выразился в 15,8%, что лишь на 0,1 процентных пункта меньше общего показателя. Однако внутри отрасли картина не столь радужная. Общий показатель обеспечила лишь добыча металлических руд, с показателем прироста в 16,3%. Напомним, что продукция данной отрасли, в виде собственно руды, а также оной, прошедшей первичную переработку, практически целиком направляется на экспорт.

А вот по другим направлениям данной отрасли, работающим в основном на внутренний рынок, зафиксирован спад в объеме производства — на 11,8%. В определенной степени сокращение это можно связать с регрессом в строительстве, объем которого в I квартале текущего года снизился на 5,5%.

Заметим, что на средний показатель строительства повлияло грандиозное сокращение работ, осуществляемых за счет гуманитарной помощи – спад аж на 81,6%. В противоположность этому, наши «организации» и «население» нарастили строительные работы, соответственно на  8,0% и 12,5%. 

В результате доля «организаций» в общем объеме строительства в стране возросла до 58,1%, а «населения» — до 18,2%. Два зимних, и первый месяц весны, конечно, не сезон для крупномасштабного развертывания строительных работ. Но сравнения выполнены корректно — с тем же «несезонным» кварталом прошлого года. Так что стартовые показатели могут подсказать дальнейший ход событий в этой, некогда одной из бурно развивающихся, отрасли экономики.  

Возвращаясь к теме промышленности, отметим, что объем продукции ее перерабатывающей отрасли в I квартале текущего года возрос на 16,0%. При этом своей динамикой выделилось производство продуктов питания – рост на 21,0%, вследствие чего удельный вес этой отрасли в общем объеме продукции промышленности республики достиг 22,9%. 

Факт расширения производства довольно отрадный, ибо отрасль, в определенной своей части, является импортозамещающей. Но, по сути, из основных продуктов питания, по которым импорт немал, позитив отмечен лишь по мясопродуктам (рост на 8,2%). А вот по таким основным товарам, как собственно мясо, макаронные изделия и сыр, зафиксировано сокращение объемов выпуска.     

В отчетном квартале грандиозный рост, почти на четверть (точнее – на 24,1%), имелся по линии алкогольных напитков. Особо выделилась водка, по которой I квартал текущего года ознаменовался фантастическим скачком в объеме производства – в 1,7 раза. Этот товар также импортозамещающий, поэтому вышеуказанный факт не следует расценивать однозначно, как отрицательный. Все в курсе, что рынок этого крепкого спиртного напитка буквально захлестнут импортной продукцией, изрядно вытеснившей местную водку.

В группе алкогольных напитков заметно возросло также производство коньяка (на 35,3%), а также вина (на 13,0%). Значительная часть товарных ресурсов коньяка, и отчасти, вина, вывозится в другие страны, в частности, в Россию, так что рост их производства не стоит связывать с какими-то сдвигами в покупательском спросе населения Армении. Известно, что местные потребители в целом водку предпочитают прочим крепким спиртным напиткам.

В отечественной промышленности выделилось темпом роста производство электроэнергии – в отчетном квартале рост на 18,1%. Свою роль в этом прорыве сыграла реализация договоренности с Ираном. Как известно, эта страна поставляет нам природный газ для производства и последующей поставки ей электроэнергии. Это обстоятельство в известной степени повлияло и на рост объема импорта природного газа в Армению. Добавим, что доля производства электроэнергии в общем объеме продукции отечественной промышленности возросла до ощутимых 20,2%.       

Что касается сельского хозяйства, то оно, образно говоря, буксовало на месте. Отметим, что в этом периоде в валовой продукции отрасли высока доля животноводства (в текущем году – почти 95,6%), растениеводство представлено лишь продуктами тепличных хозяйств.

По последним зафиксирован рост – на 3,1%, однако вследствие их малого удельного веса в валовом объеме продукции сельского хозяйства этот прогресс нейтрализовался неблагоприятными тенденциями в развитии животноводства. Объем продукции животноводства в I  квартале текущего года остался на уровне показателя аналогичного квартала прошлого года… 

Проблемы животноводства общеизвестны: недостаточная кормовая база, падеж домашнего скота вследствие болезней – результат неудовлетворительного уровня ветеринарии на селе… Государство за последние два года заметно активизировало свою деятельность в сфере сельского хозяйства, оказывая содействие фермерским хозяйствам, в том числе и по линии животноводства. 

В частности, в ряде общин, путем добровольной коллективизации хозяйств намечается решить вопрос как кормов для домашнего скота, так и использования дальних пастбищ, которые за последние двадцать лет были практически заброшены. Одновременно принимаются меры по улучшению породности крупного рогатого скота. Но, по причине ограниченности финансовых средств эти мероприятия не носят сплошного характера, к тому же зримый эффект, в силу инерционности отрасли, проявится через продолжительное время. 

В «рыболовстве» наметился прогресс – объем продукции увеличился на 21,7%, составив в итоге немногим менее 5,3 млрд. драмов. В кавычках термин взят не случайно, так как настоящего рыболовства у нас практически не осталось — после тотального истребления популяции сига на озере Севан. Теперь продукция отрасли представлена рыбой из искусственных водоемов. Вроде бы, какая разница?! 

Вначале о положительных сдвигах. Торговый ассортимент расширился, теперь продаются рыбы, дотоле, в качестве продукта питания, широкой общественности неизвестные. Вроде бестера, гибрида белуги и стерляди, которого у нас почему-то именуют «только» стерлядью. Ну, а для бедняков, которых у нас официально где-то около трети населения, разница громадная. 

Ведь «дешевого» сига больше нет, а деликатесные рыбы из водоемов по карману лишь обеспеченным слоям нашего поляризованного общества. Средняя цена свежей рыбы местного производства составила в январе-марте текущего года  2234.8 драмов за 1 килограмм. Для справки: в январе-марте далекого уже 2000 года средняя розничная цена сига составляла  98 драмов за штуку, или порядка 200 драмов за 1 килограмм. 

В заключение отметим, что с начала года наметилась тенденция опережающих темпов роста среднемесячной номинальной заработной платы (рост на 5,0%), по сравнению с индексом потребительских цен (3,3%). Приятно, конечно, после длительного превалирования инфляции над ростом средней зарплаты в стране, наблюдать ныне обратный процесс. Но, цены у нас уже достаточно высокие, и средняя по стране заработная плата весьма далека от идеальной, обеспечивающей социальный стандарт потребления товаров и услуг.  

Альберт Хачатрян

 

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.