NEWS.am приводит статью Арама Аветисяна и Ованеса Никогосяна, опубликованную в «Foreign Policy Journal»:
2011 год ознаменовался для Нагорно-Карабахской Республики (НКР или Арцах, как армяне называли его на протяжении веков) 20-ой годовщиной его независимости от Советского Союза. Народ Арцаха, несмотря на различные эндемические проблемы, сделал выбор в пользу свободного и демократического развития – того, что раньше было неслыханно в подавляющую коммунистическую эпоху. Свободолюбивый народ в Карабахе последовал требованиям действующего тогда (советского) законодательства и норм международного права и проголосовал за независимость на общенациональном референдуме 10 декабря 1991 г. – прямо за две недели до того, как Советский Союз юридически исчез, оставив свое наследие произвольных решений.
Одной из самых сложных задач для НКР после восстановления своего суверенитета остается убеждение тех, кто против свободы Арцаха, и в первую очередь соседнего Азербайджана, в том, что мир изменился с 1991 г., и что процессы деколонизации протекают намного более гладко с адекватной реакцией бывших членов одной политико-административной единицы. К сожалению, немногие столицы бывших советских республик отказываются принять новые реалии и лелеют частичное и избирательное сохранение дел печально известного Сталина.
Отношения между НКР и Азербайджаном остаются сложными и враждебными, что препятствует всестороннему развитию всего региона и подрывает стабильность и безопасность на Южном Кавказе. Чтобы способствовать надлежащему и объективному пониманию ситуации и, следовательно, поиску прочного мира и предсказуемого региона, крайне важно ясно и прямо изложить факты.
Исторически и юридически Нагорный Карабах или Арцах (слово «Карабах» имеет персидские корни и означает «черный сад»), был одним из древних армянских княжеств. В короткий период независимости южнокавказских республик (Армения, Грузия и Азербайджан), в 1918–1920 гг., Лига Наций отказалась признать только что созданный Азербайджан из-за государственной хрупкости, а также территориальных претензий к Грузии и Армении, в частности, претензий в отношении Нагорного Карабаха, заявив, что «пограничные споры с соседними государствами не позволяют точно определить границы Азербайджана». Таким образом, крайне важно подчеркнуть и запомнить, что в 1918–1920 гг. международное сообщество, в частности Лига Наций, не признала власть Азербайджана над Нагорным Карабахом.
После советизации региона, в 1921 г., большевистское правительство под руководством Иосифа Сталина насильственно и незаконно поместило населенный армянами Нагорный Карабах внутрь новоназначенных границ Советского Азербайджана, создав автономию для области, которая оставалась в силе в течение последующих десятилетий. После того как Горбачев объявил либерализацию политического режима, провозгласив эпоху перестройки и гласности в 1985 г., народ Карабаха устремился к юридическому воссоединению с Арменией и исправлению ошибок прошлого. Однако Азербайджан ответил антиармянскими погромами в 1988–1991 гг. за сотни миль от самого Арцаха – в Сумгаите, Баку, Кировабаде, Мингечауре, а также полной блокадой Нагорного Карабаха, что было осуждено международным сообществом. Он также превратил мирный процесс в полномасштабную конфронтацию между странами. Конфронтация, которая унесла тысячи жизней, все еще продолжает переполнять каждый аспект отношения Баку к Степанакерту. А средства массовой информации, как всегда, тоже являются полем боя.
Возвращаясь к историческим и правовым аспектам проблемы, важно подчеркнуть, что в 1991 г. Азербайджан принял декларацию о государственной независимости, провозгласив себя преемником Азербайджанской Демократической Республики 1918–1920 гг., таким образом отвергнув правовое и политическое наследие Советского Азербайджана, в том числе власть в советскую эпоху над Нагорно-Карабахской автономной областью. Как отмечалось ранее, Лига Наций не признала азербайджанскую власть над Нагорным Карабахом в годы Республики 1918–1920 гг.
Нагорно-карабахский конфликт никогда не был территориальным спором между Арменией и Азербайджаном, как Баку часто пытается представить это, нарушая текст и толкование четырех соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН 1993 г. В действительности правовая сущность конфронтации находится в рамках международно-признанного основополагающего принципа равноправия народов и права на свободу и самоопределение. Мирное обращение Нагорного Карабаха к советскому правительству о воссоединении с Арменией в феврале 1988 г. и последовавшая за этим в 1991 г. декларация о независимости Карабаха были примером попытки народа воспользоваться своим правом на самоопределение и распорядиться своей судьбой.
На основе универсальных принципов прав человека и в соответствии с международными и внутренними (то есть советскими) правовыми нормами, Нагорно-Карабахская автономная область и совет депутатов прилегающего Шаумянского района провозгласили независимость и подтвердили свой выбор на общенациональном референдуме 10 декабря 1991 г. Действующее в то время советское законодательство, в частности «Закон СССР от 3 апреля 1990 г. о процедуре выхода союзной республики из Союза Советских Социалистических Республик», предусматривало право на отделение для союзных республик и автономных областей. Таким образом, в 1991 г. были провозглашены суверенная Азербайджанская Республика и суверенная Нагорно-Карабахская Республика на территории бывшей Советской Азербайджанской Республики.
Азербайджан ответил крупномасштабной военной агрессией против народа Нагорного Карабаха. Тысячи регулярных азербайджанских войск, афганских моджахедов и другие силы, связанные с различными международными террористическими организациями, тоже боролись против этнических армян. В конце концов, Баку и его убежденные сторонники не смогли завоевать Арцах и были вынуждены попросить о прекращении огня, соглашение о котором было совместно подписано Азербайджаном, Арменией и НКР в мае 1994 г.
Конфликт действительно был разрушительным. Десятки тысяч жертв, территориальные потери, взаимные потоки беженцев и углубляющееся недоверие – все это прямые последствия войны 1991–1994 гг. В рамках усилий с целью отвергнуть свою ответственность и ввести в заблуждение международное сообщество Азербайджан постоянно жалуется на «оккупацию своих территорий», часто ссылаясь на резолюции Совета Безопасности ООН. Тем не менее, ни одна из этих резолюций на самом деле не упоминала никогда Армению как агрессора, так как конфликт – между Азербайджаном и Нагорным Карабахом.
Упомянутые резолюции призывали и армянскую, и азербайджанскую сторону «воздерживаться от любых враждебных актов и от любого вмешательства, которые привели бы к разрастанию конфликта и подорвали бы мир и безопасность в регионе». История тех дней ясно показывает, что Азербайджан был готов себя вести не так. Агрессивная позиция и продолжавшиеся провокации со стороны Баку были неоднократно засвидетельствованы тогдашними сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Например, представитель России в группе с 1992 по 1996 год, посол Владимир Казимиров многократно заявлял, что реваншистский Азербайджан всегда был ответственным за нарушение резолюций ООН и подрыв международных усилий по установлению мира. В одной из своих записей посол Казимиров подтвердил, что все четыре резолюции были приняты на пике боевых действий (апрель – ноябрь 1993 г.): «Вот почему вполне естественно, что их главным, ключевым требованием было прекращение огня, военных действий и враждебных актов… В этот период и позже, до мая 1994 г., то есть в течение более чем года, руководство Азербайджана упорно игнорировало основные требования всех 4 резолюций и продолжало делать ставку на силовое решение конфликта, несколько раз нарушило режим прекращения огня, отклонилось от соглашений об этом и от других миротворческих инициатив. …Это имеет самое прямое отношение к тяжелым последствиям войны, так как захват территорий, рост числа перемещенных лиц – тоже на совести руководства Азербайджана, а не только Армении и Нагорного Карабаха».
Другая выдержка из высказывания одного европейского чиновника делает картину гораздо яснее. Одурманенный временными военными успехами, которых азербайджанская армия достигла с существенной помощью наемников из Афганистана, Пакистана и других стран, Баку был решителен в «решении» проблемы раз и навсегда единственным путем, который представляло себе азербайджанское правительство, – убивая каждого армянина в Карабахе. Марио Рафаэлли, первый председатель Минской конференции (предшественник Минской группы), написал в своем письме от 23 сентября 1992 г. председателю ОБСЕ Йозефу Моравчику: продолжающиеся азербайджанские «действия, направленные на восстановление своего контроля над данной территорией, несовместимы с обязательствами страны по поиску мирного решения конфликта путем переговоров. …Как может Минская группа спокойно продолжать переговоры, когда сам объект переговоров со временем исчезает? В случае если Нагорный Карабах вернется под контроль этой страны в результате военной операции, что тогда останется для переговоров?».
Суть заключается в том, что независимость Нагорно-Карабахской Республики не имеет ничего общего с территориальной целостностью Азербайджана – правового предшественника единственной независимой Азербайджанской Республики 1918–1920 г., которая, как уже было сказано выше, никогда не включала Нагорный Карабах. Для тех, кто отказываются принять региональные реалии и существование суверенного Арцаха, международное сообщество неоднократно подтверждало свое видение карабахского урегулирования, которое должно быть основано на трех главных и равных принципах международного права: право на самоопределение народов, территориальная целостность государств и неприменение силы или ее угрозы.
Тем не менее, Арцах выжил, и после провозглашения независимости в 1991 г. НКР упрочилась как свободное и демократическое государство с эффективной демократической системой управления, активным гражданским обществом и развитием рыночной экономики. Местные реформы создали благоприятные условия для предпринимательской деятельности и привлекли многомиллионные иностранные инвестиции. Более 130 млн. долларов было инвестировано в относительно небольшую экономику Арцаха только в январе – июне 2011 г. Горная промышленность, телекоммуникации, строительство, энергетика, туризм, пищевая промышленность и сельское хозяйство являются одними из наиболее привлекательных сфер для бизнеса в республике. Количество посетителей превысило 20 тыс. в 2011 г. Карабахская экономика продолжает демонстрировать стабильный рост со средним реальным ростом ВВП примерно в 5% после глобального экономического кризиса.
Таким образом, в течение последнего десятилетия Арцах, будучи лишенным международной финансовой помощи, за исключением ежегодной гуманитарной помощи Конгресса США, оказалась способен восстановить из руин свою экономику и инфраструктуру. Углубление демократических ценностей остается важной задачей для органов власти республики, которые были избраны путем голосования, за которым наблюдали и которое оценили международные наблюдатели, назвав свободными, демократическими и прозрачными.
Арцах и Азербайджан несовместимо отличаются в своих взглядах и реализации суверенитета. Современный Азербайджан представляет квазимонархический султанат. Правящая семья Алиевых подавляет любое незначительное проявление свободы или неповиновения в своей стране. Глобальные наблюдатели за правами человека и экономикой, в том числе «Transparency International», «Freedom House» и журнал «Forbes», традиционно упоминают Азербайджан среди наиболее коррумпированных и несвободных стран мира. В последнее время дискуссии о недвижимости правящей семьи охватили мировые СМИ.
Внешняя политика Баку не лучше. Позиция Азербайджана по Карабаху, одурманенного легкими нефтедолларами, остается далеко неконструктивной. Азербайджанцы уклоняются от предыдущих соглашений, подрывают международные усилия по достижению мирного договора. Вместо того, чтобы подготавливать свой народ к компромиссам и миру, милитаризм и антиармянская позиция занимают большую часть официальных сообщений в республике. Очевидно, что воинственные заявления азербайджанских высших и высокопоставленных должностных лиц и увеличение военных расходов ставят под угрозу международные усилия, в том числе американские, в отношении азербайджано-карабахской конфронтации.
В отличие от Азербайджана, НКР остается приверженной мирному урегулированию конфликта. Позиция Арцаха совпадает с позицией международных посредников в поддержку возобновленного полномасштабного участия НКР в переговорном процессе. Восстановление надлежащего формата переговоров и международное признание республики стали настоятельной необходимостью для достижения прогресса в мирных переговорах. Любое позитивное урегулирование требует непосредственного участия НКР.
И это наименьшее, что должен сделать Азербайджан ради будущего Южного Кавказа.